Правозащитные организации и даже некоторые чиновники внутри Китая бьют тревогу по поводу создания системы тотального контроля за гражданами, что может стать заразительным примером для правительств тех стран, которые находятся в орбите влияния Поднебесной. Особые опасения вызвали действия Пекина по сбору ДНК-данных мужского населения страны, а это без малого 700 миллионов человек.
Формальным поводом для сбора подобной информации стала концепция о том, что именно мужчины совершают больше преступлений, чем женщины, а для этого всех их нужно поставить на учет и затем сверять с биологическим материалом, оставляемым злоумышленниками в местах совершенных правонарушений. Все это вместе с тотальной системой электронной слежки и введения социальных рейтингов должно обеспечить полный контроль над жителями страны.
Что интересно, эксперимент китайские власти начали не с центральных провинций, а с Внутренней Монголии, где приживает значительное число представителей национальных меньшинств. Только затем полицейские центральной провинции Хэнань начали формировать с 2014 года собственную базу данных, взяв ДНК-данные у 5,3 млн проживающих мужчин, что составляет 10% от общего числа мужчин провинции.
Уже в 2017 году, после успеха проведенной работы на местах, Министерство общественной безопасности Китая объявило о создании такой базы данных ДНК уже в рамках всей страны. На данный момент этот банк биологических данных вобрал в себя информацию о 80 млн жителей Поднебесной. И такового обширного хранилища нет пока нигде в мире. Задачей руководства страны стало собрать биологические материалы большинства мужчин.
Но если ранее силовые ведомства стремились использовать полученные данные с целью раскрытия преступлений и профилактики правонарушений, то сейчас сфера их применения заметно изменилась. По данным издания The New York Times собранная информация о ДНК граждан стала применяться уже для отслеживания оппозиционеров и усиления контроля за национальными меньшинствами.
Более того, 17 июня Австралийский институт стратегической политики обнародовал доклад о приводимой программе властями КНР в этой сфере, что вызвало уже большую озабоченность у правозащитной общественности. В частности, полицейские намерены отобрать образцы ДНК у 35—70 млн мальчиков и мужчин страны, что даст Пекину полную генетическую картину населения. Дело в том, что для этого не обязательно брать кровь у всех китайцев сильного пола, так как при помощи лишь одного образца можно обнаружить всех родственников по мужской линии.
Подобная стратегия должна укрепить позиции центральной власти, в деле отслеживания противников режима. Чиновники исходят из того, что существует реальная угроза всплеска массовых выступлений и даже восстаний в случае дальнейшего замедления темпов экономического развития при невероятных социальных диспропорциях. В год в КНР на забастовки и демонстрации выходят во всех провинциях до 100 миллионов человек, а события в Гонконге еще даже не подошли к своему завершению.
Это в свою очередь и является аргументом и действенным стимулом для Пекина усиливать тотальный контроль над гражданами, над их умонастроениями и поведением через целый ряд мер с применением новых технологий. Биологический материал граждан вкупе с электронным наблюдением, в свою очередь, позволит спецслужбам определять участников оппозиционных движений и профсоюзов с целью их дальнейшей нейтрализации и изоляции.
В этом году местные власти города Гуаньвэнь в провинции Сычуань уже отрапортовали о том, что применяют собранные образцы крови местных жителей для осуществления на практике системы наблюдения «Зоркий глаз». Она позволит чиновникам усилить уровень надзора и подстегнет доносительство горожан друг на друга.
Ведущий специалист Центра анализа интеграционных исследований стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов, считает, что данный механизм контроля открывает огромные возможности для злоупотреблений и не только в интересах государства, но и в пользу конкретных частных компаний, заинтересованных в максимальной безропотности трудовых коллективов.
«Мужчины в рамках данной программы становятся первыми жертвами не потому, что они склонны к грабежу и убийствам, а в связи с тем, что потенциально могут принять активное участие в массовых выступлениях и забастовках, которые охватывают целые провинции и отрасли. Поэтому их всех и ставят на учет. В целом это должно усилить вместе с другими мерами эффективность тотального контроля над гражданами страны. На ум приходит известное произведение Джорджа Оруэлла «1984», где каждый житель оказывался под неусыпным оком «большого брата». Это ничего общего с декларируемым социализмом не имеет, а является как раз проявлением настоящего «цифрового концлагеря», который выстраивается сейчас на наших глазах. Все общество оказывается, как бы за невидимой «колючей проволокой», где невозможно спрятаться простому обывателю, а право на частную жизнь исчезает навсегда», – считает Улугбек Бабагулов.
Но кроме победных реляций все больше звучат и голоса недовольных. Дело в том, что граждане вполне могут стать объектом незаконных манипуляций с целью увеличения показателей раскрываемости преступлений, когда полицейские попросту станут фабриковать материалы, используя собранные биологические данные. Такие жалобы уже просочились в официальную прессу. Кроме этого, двое депутатов Всекитайского собрания народных представительств потребовали введения законодательства, регулирующую данную деятельность по сбору и использованию биологических данных.
Поспешил выразить свою озабоченность и аппаратный работник Компартии Ван Ин, заявивший, что сегодняшний уровень технологического развития компаний, занимающихся отбором и сортировкой ДНК-данных китайцев, уже приводит к необходимости осуществления защиты прав ее участников. Несколько лет назад заместитель главного судмедэксперта Института судебной медицины Лю Бин также отмечал угрозу дестабилизации ситуации в случае нарушения прав граждан со стороны Министерства общественной безопасности.
Примечательно, что оказали прямую поддержку в данном социальном эксперименте китайским властям как раз американские компании. Так, компания по производству лабораторного оборудования Thermo Fisher отправила в Поднебесную по специальному заказу полиции новейшие приборы для осуществления тест-исследований. Что интересно, эта торговая сделка обернулась в итоге против коренных народностей Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
Дело в том, что Пекин намерен провести тотальный отбор ДНК-данных всего мужского населения уйгурской национальности СУАР, а это, в свою очередь, является подспорьем для дальнейшего функционирования и расширения реально действующих лагерей «перевоспитания». Как известно туда свозят представителей уйгуров, казахов, дунган и других национальных групп, проявляющих недостаточную лояльность к правящей партии.
Интересно, что в качестве усиления «сознательности» некитайского населения Синьцзяна партийными органами проводятся специальные соревнования по вязанию веников среди уйгуров. Анонимы вывесили в социальные сети видео такого «состязательного труда», где на фоне соревнующихся виден плакат с благодарностью Си Цзиньпину и Коммунистической партии о заботе. Это целенаправленное унижение уйгуров уже вызвало волну критики даже внутри самого Китая, а представьте себе, какое отношение будет к гражданам бывшего СССР, если экспансионистские планы Пекина в отношении республик Центральной Азии увенчаются успехом.
Но это еще не всё! Биотехнологическая фирма из провинции Аньхой Anke Bioengineering уже применяет генетические данные жителей для объединения с системой видеонаблюдения в рамках программы «ДНК Скайнет». Это уже новый шаг по формированию единого механизма массовой слежки за населением.
Как известно правительство КНР уже ввело систему электронного персонального рейтинга граждан страны, основанного на видеофиксации их поведения и действий. Он определяет в итоге, получит ли местная компания, где трудится работник, финансовую поддержку, сможет ли горожанин претендовать на жилищный кредит и льготы при медобслуживании, добьется ли чиновник повышения по службе. Все это должно по замыслу «социальных инженеров» из Пекина обеспечить максимальную самодисциплину китайцев.
Эксперт Агентства социальных исследований Тагир Баиров считает эти нововведения проявлением тоталитарных тенденций, которые приводят к созданию системы открытого не завуалированного принуждения через мнимые формы социального поощрения. В действительности данная сеть вводит критерии персональной и коллективной ответственности, непрописанные даже в существующих законах страны.
«Определяющим фактором системы на самом деле является не наибольшая адекватность социального поведения, чего можно было добиться посредством повышения общеобразовательного и культурного уровня, а наибольший индекс проявления лояльности и подчинения, что достигается за счет введения различных поощрительных мер или, наоборот, штрафных за ослушание. При этом, рейтинг конкретного китайца привязывается к общему рейтингу его предприятия, Вуза или учреждения, что еще больше закрепляет его в систему взаимного контроля, цензуры и даже круговой поруки. Это уже новая форма управления обществом, где люди как индивидуумы теряют свою самостоятельность», – отмечает эксперт.
Такое будущее уготовили всему человечеству современные государственные менеджеры из Поднебесной. Это касается и нас напрямую, так как в нашу страну переносится производство, строятся многомиллиардные объекты инфраструктуры, а 20% нефтегазового сектора уже принадлежит КНР. В последние дни мы еще раз убедились в имперском и высокомерном отношении великоханьских чиновников к нашим дальнобойщикам, когда потребовали от них не только подписывать соглашения о признании китайских законов, но и ограничили их пребывание на своей территории 12-тью часами.
Это все привело к невероятным пробкам, заторам и скапливанию большегрузов в приграничной полосе с Китаем и к коллапсу пропускных пунктов. Минфин Казахстана уже обвинил в сложившейся ситуации китайскую сторону, а наши шоферы вынуждены были сами организовать альтернативную «таможню» для ускорения процедуры проверки и проезда. Это показательно, так как показало способность граждан к сплочению и смоорганизации и на фоне полной неспособности государства наладить работающий механизм.
“Данный случай еще раз наглядно показал реальное отношение Пекина к нам как к неравноправным партнерам. Мы должны после этого крепко задуматься, стоит ли дальше идти в объятия дракона и перенимать его опыт по тотальному контролю на фоне того, что происходит с уйгурами и этническими казахами по ту стороны границы. Ведь данный путь для нас реально закончится в современном высокотехнологическом “лагере””, – подытожил Тагир Баиров.
Фото: theworldnews.net