В казахстанском сегменте интернета и в социальных сетях активно обсуждается тема внеочередных парламентских выборов и появление новых партий, в том числе, оппозиционных. Известный экономист и общественный деятель Сакен Жунусов ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав возможность открытия нового электорального периода в этом году и создание политических формирований.
– Э.К. Сакен Хамзиевич, возможно ли в нынешнем году проведение внеочередных выборов в нижнюю палату парламента?
– С.Ж. Внеочередные выборы в Мажилис я считаю в этом году вполне возможны. Когда произошли перестановки в высших эшелонах власти и Елбасы якобы отошел от дел и стал председателем Совбеза, а Токаев стал президентом страны, то я сразу предположил, что скорее всего, будут и выборы в нижнюю палату. Для чего все время проводятся внеочередные президентские и парламентские выборы? По моему мнению, власти делают это исходя из одного соображения, а именно для того, чтобы оппозиция, даже в такой неконсолидированной форме, которая сейчас наличествует в Казахстане, не могла сконцентрировать свои электоральные возможности к дате выборов.
Поэтому правящие круги произвольно выбирали время и назначали новые выборы. И сейчас делается то же самое, сперва будут выборы в Мажилис, а потом выборы в маслихаты, а мы как всегда не консолидированы, мы не договорились, мы расслабленные. Но ведь это не советское время и не время устоявшегося демократизма, как например, в Дании. Здесь никогда устоявшихся ритмичных регламентов, когда электорат сможет собраться и сконцентрироваться, не будет. С выборами у нас всегда будет электоральная чехарда и по-хорошему мы никогда организоваться не сможем. Эти внеочередные выборы будут проведены также не в интересах народа, а для удержания власти.
– Э.К. Может поэтому сейчас и появляются новые партии как грибы?
– С.Ж. Для этого они их и плодят. Вы помните, когда была игра Амиржана Косанова на президентских выборах, когда он изображал из себя альтернативного кандидата. Читатели вашего издания знают мою позицию, я высказывался по данным выборам, писал посты в фейсбуке и выступал на ютуб каналах. В целом, как я предупреждал, так и произошло. Он отыграл игру полностью, а затем Акорда пожертвовала им, как жертвуют пешкой в шахматных играх. Сейчас тот же сценарий разыгрывается с Демократической партией Мамая и Дуванова.
– Э.К. Каково ваше мнение по поводу регистрации оргкомитета Демократической партии, которая заявляет о себе как об оппозиционной?
– С.Ж. Я написал в Фейсбуке, что считаю Демпартию новым проектом Акорды. Оргкомитет Демократической партии по идее не должен был быть зарегистрирован. Например, мы захотим зарегистрировать рабочую партию, но нам ее никто не зарегистрирует. И на меня ожидаемо ополчились сторонники этой партии и пришлось выдержать напор и Ермека Нарымбая. Но еще раз повторю свои соображения по этому поводу.
Во-первых, сам главный инициатор создания Демпартии Жанболат Мамай находится под пробационным контролем и ему судом запрещена журналистская и де факто политическая деятельность. И вдруг он с таким грузом начинает политическое движение. Такое возможно только с разрешения сверху.
Во-вторых, ДПК проходит первый этап регистрации: зарегистрирован оргкомитет. Попробуй тоже сделать любая другая оппозиционная сила, то власть бы задушила движение на корню.
Почему ДВК, как бы я негативно к нему не относился, признан экстремистской организацией, хотя программа данного движения вполне укладывается в нормы Конституции Казахстана? А Мамай ещё и речи толкает против власти и его ДПК не признают экстремистской, а его не сажают в зону. И его ещё и зарегистрируют. А почему тогда не регистрируют с 1996 года Рабочее движение Казахстана или Социалистическое движение?
В-третьих, такого рода проект стоит денег. А откуда у Мамая деньги, когда он носки себе не может купить? Он уже и региональные структуры начал организовывать.
Поэтому я считаю этот проект очередными зубатовскими играми, когда и Мамаю и Дуванову позволяют имитировать оппозиционную деятельность. Все это делается для того чтобы создать видимость демократизации страны, что в парламент может пройти оппозиционная партия, которая связана с образом Мамая, сидевшим в свое время в тюрьме.
А в тюрьме не всегда оппозиционеры сидят, так как если бы его хотели реально наказать, то он бы до сих пор сейчас находился в заключении как Макс Бокаев или Арон Атабек. Но его там наверняка сломали и сделали из него очередного деятеля, который должен заменить на политической сцене дискредитированного Амиржана Косанова.
– Э.К. Как Вы оцениваете заявление Азата Перуашева о том, что он теперь будет представлять оппозицию в парламенте и даже подготовил законопроект «Об оппозиционной деятельности»?
– С.Ж. Токаев делает следующий шаг в виде внеочередных парламентских выборов и не без санкции Назарбаева. И он направлен не на демократизацию, а, чтобы играть в демократию, и это заявление Азата Перуашева, конечно, чистой воды профанация. В тоже время, данный законопроект «Об оппозиционной деятельности» лишь некая дымовая завеса или «демократическая» пыль с целью прикрыть сущность авторитарного правления. Хотят показать Западу процесс коренных изменений и даже наличие законопроекта. А в качестве железобетонного доказательства преподносится та же Демпартия Мамая и Дуванова.
В партии Азата Перуашева «Ак жол» люди давно разуверились и никакой оппозиционности в ней не увидели, как не увидели оппозиционности в Коммунистической Народной партии Казахстана (КНПК). Они себя уже изжили и этот проект практически кончился. Поэтому я думаю, что в новый парламент введут либеральную прозападную партию. Возможно, для них или под них Азат Перуашев и готовит закон «Об оппозиционной деятельности».
Не исключаю, что Жанболат Мамай, Сергей Дуванов и Толеген Жукеев и войдут в парламент в качестве оппозиции. И им будет разрешен радикализм определенного рода, и они будут выступать с критикой власти, правда, она будет строго лимитирована и хорошо отрецензирована. Но после этого народ будет более тщательно смотреть телевизор и думать: «Ну надо же туда попали настоящие оппозиционеры!». А воз будет и ныне там.
Фото: fergana.agency