Сейчас уже ни для кого не секрет, что с приходом пандемии коронавирусной инфекции, которая стала вызовом для всего человечества, в Казахстане начал расти протестный активизм.
Рассматривая эту ситуацию, начнем с причин обострения протестного настроения граждан. Их всего две. Первая – ограничение митингов из-за карантинных мер, а вторая – экономический кризис, который вызывает ухудшение материального положения населения, рост числа безработных и повышение цен.
Если верить данным Казахстанского международного бюро по правам человека, то чаще всего казахстанцы выходят на акции протеста по социально-экономическим причинам. Самые резонансные из них – антикитайские протесты (2010 год), протесты в Жанаозене (2011 год), протесты против земельной реформы (2016 год) и протесты многодетных матерей (2019 год).
При этом с 2010 года в Казахстане наблюдается сокращение количества митингов на политическую тему. Причиной этому является то, что в нашей стране восприятие протестов идет как исключительно негативное явление. Ко всему этому казахстанцы в основном придерживаются только своих личных интересов, а заниматься общественными делами, тем более бесплатно, большинство из них считают безумием.
Однако так было до распространения коронавируса. Сейчас ситуация изменилась и в нашей республике отмечается рост протестного активизма.
В нынешних условиях правительство должно пойти на серьезные социально-экономические преобразования, призванные улучшить положение большинства наших граждан. Право на митинги – это хорошо, но нужны новые рабочие места, собственное производство, развитие реального сектора экономики, что невозможно без углубления интеграции и совместных индустриальных проектов в рамках Евразийского экономического союза. В противном случае социальное недовольство в стране будет только нарастать.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: mkset.ru