По информации портала Ассоциации финансистов Казахстана прирост активов Нацфонда достиг отметки в пять триллионов тенге за год в основном за счет западных регионов республики. Рост произошел за счет поступлений от сборов подоходного налога, которые увеличились на 76%, а также в результате прямых налоговых поступлений, которые выросли на 59% и составили сумму 3200 млрд тенге.
Такой рост стал возможным благодаря росту цен и увеличению объемов добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов. Так в конце декабря в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) рапортовали об отправке в Европу 60-ти миллионов тонн нефти за 2018 год. Это на 8,9% больше чем в 2017-м году.
Также в сообщении отмечено, что 53 млн тонн нефти по трубопроводу КТК перекачали именно казахстанские компании. К слову, по КТК в страны ЕС переправляется 75% всей экспортируемой нефтяной продукции республики.
Правда, не все данные средства осядут в Нацфонде, так как значительная их доля уйдет на поддержку республиканского бюджета.
«Однако не все поступившие средства остались на счетах Нацфонда. 2,6 трлн тенге были перечислены в республиканский бюджет в виде гарантированных трансфертов, тогда как на покрытие расходов, связанных с управлением фондом, было дополнительно направлено 18,1 млрд тенге. С учётом всех доходов и расходов средства Национального фонда за 2018 год увеличились на 2,46 трлн тенге – до 25,3 трлн тенге», – отметили в Ассоциации финансистов РК.
Экономический обозреватель Талгат Хамзин указывает на то, что почти все поступления идут только из нефтедобывающих регионов Западного Казахстана и в большей степени из Атырауской области, что еще раз показывает сырьевой перекос в развитии экономики и перекос в развитии регионов.
«Несмотря на то, что такой прирост дают донорские области Западного Казахстана, там существуют районы массовой безработицы и отмечается сравнительно низкий уровень жизни и недостаточное развитие социальной сферы. Кроме этого, данный отчет еще раз показывает наглядно об усилении сырьевого характера нашей экономики, которая все больше и больше зависит от добывающего сектора», – отметил эксперт.
Фото: Агентство нефтегазовой информации