Наступившая зима в Казахстане обострила вопросы нехватки электроэнергии. Дефицит может доходить до значений в 500 мегаватт в сутки. Это можно исправить благодаря атомной энергетики. Росатом предлагал Казахстану несколько проектов, однако они приостановились, так как республика боится западных санкций.
Наступившая зима в Казахстане достаточно сурова. В прошлую среду температура в Астане упала до -21°С. На фоне этого возникла нехватка электроэнергии. По информации, дефицит составляет 500 мегаватт в сутки. Проблемы с генераций были заметны еще в мае. Министерство энергетики Казахстана заявило, что текущее оборудование часто ломается, так как большая его часть устарело.
Казахстанский Forbes еще в середине сентября отмечал, что эту зиму республика встретит с дефицитом электроэнергии. Издание использовало данные национального оператора магистральных электросетей KEGOC, в которых сказано, что потребление электроэнергии составляет 8,54 млрд кВт·ч при производстве 8,52 млрд кВт·ч.
Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев в середине июля тоже указывал на проблемы с электроэнергией. По словам бывшего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Рахима Ошакбаева, дефицит энергии вызван нехваткой инвестиций в энергетическую инфраструктуру.
Эксперт напомнил, что с энергодефицитом уже сталкивались северные и центральные районы республики. Главной причиной этого стало появление огромного количества майнинговых ферм биткоина. Располагались они там в связи с низкими ценами на электричество. Позже большая часть подобных ферм было закрыто, однако энергодефицит стал проблемой всего Казахстана.
Эксперт по атомной энергетике Алексей Анпилогов подчеркнул, что Казахстан давно страдает от нехватки электроэнергии. Он считает, что причиной этого является расположение основной генерации на севере страны, когда основная часть потребителей расположена на юге.
Ошакбаев подчеркнул, что хоть и власти пытались решить эту проблему, крупных достижений в этом вопросе еще не удалось достичь. По его словам, Россия могла бы помочь с решением этого вопроса. Например, принять участие в строительстве АЭС. Сейчас в Казахстане нет ни одной атомной электростанции. За всю историю страны, на ее территории работала только одна АЭС вблизи Актау. Однако она приостановила работу в 1999 году. На данный момент республика не пользуется атомной энергетикой, хотя по запасам урана Казахстан занимает второе место.
Токаев уже делал в прошлом году акцент на атомной энергетике как способе выйти из этого положения. Анпилогов отметил, что Россия предлагала Казахстану построить АЭС, однако последние пока не пришли к соглашению этого проекта.
Строительство новой АЭС в Казахстане затягивается из-за того, что республика захотела привлечь кроме русских компаний еще и китайские. Анпилогов подчеркнул, что логика Казахстана привлечь и другие компании ясна. Привлекая китайские или европейские компании, республика таким образом пытается не попасть под санкции.
Кроме того, еще одной причиной несогласования проекта строительства АЭС в Казахстане является наличие угольных станций, которых в будущем можно построить еще больше. Анпилогов замечает, что республика идет в сторону угольных станций, дабы не заниматься якобы опасной атомной энергетикой. Однако всплывают вопросы, кто этим будет заниматься, кто будет это финансировать и как она будет строиться.
«Уран органически просится в баланс, поскольку Казахстан – крупнейший в мире производитель природного урана. Я думаю, что такое решение безуглеродной энергетики через атомную для Казахстана является интересным», – отметил специалист, добавив, что Астане просто нужно выбрать партнера. Россия же хороша тем, что мы располагаем технологиями, которые позволят реализовать проект в два-три раза дешевле и при этом построить АЭС с наивысшими степенями надежности, указал Анпилогов.