Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров сообщил, что родители были удивлены, когда узнали, что по новым правилам детей нужно отдавать в школу с 6 лет. Об этом пишет пресс-служба омбудсмена.
«Уполномоченный по правам человека в РК Шакиров направил в адрес министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова обращение в связи с введением в Казахстане с 1 января 2019 года порядка приема детей с шестилетнего возраста в общеобразовательные школы, который вызвал оживленную дискуссию в обществе», – сообщили в пресс-службе.
Журналисты поведали, что во многих странах мира дети начинают свое обучение с 6 лет, поэтому и у нас решили принять такое нововведение.
«Вместе с тем практическая реализация данного новшества требует серьезного осмысления в том числе потому, что его невыполнение, согласно статье 127 КоАП РК, влечет за собой наказание – от штрафа до административного ареста. Анализ обращений показывает, что введение новой нормы явилось для многих граждан форсмажорным обстоятельством, так как вступлению ее в силу не предшествовало необходимое информационно-подготовительное и практическое сопровождение, несмотря на то что она была законодательно предусмотрена еще в апреле 2016 года», – считает Шакиров.
В свою очередь, родители выразили недовольство в том, что их ребенок должен будет идти в школу в таком раннем возрасте. Они считают, что ребенок ещё не готов получать знания.
«Статья 30 Закона РК «Об образовании» устанавливает для детей дошкольное обучение с пятилетнего возраста в виде обязательной предшкольной подготовки, которая должна осуществляться в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Предшкольная подготовка в указанных государственных организациях образования обеспечивается бесплатно. По заверению предыдущих руководителей министерства образования и науки РК проблем с организацией предшкольной подготовки в общеобразовательных школах и дошкольных организациях не предвидится. Однако практика показывает, что в большинстве школ страны данная подготовка детей с пяти лет не была должным образом организована со всеми вытекающими из этого последствиями», – добавил уполномоченный по правам человека.
По словам Шакирова, некоторые детские сады страны вынуждено выпускают детей, когда им исполнилось 6 лет. Дошкольное образование им не предоставляют.
«В этой связи, заявление 20 июня руководства МОН о том, что «в случае отсутствия условий для предшкольной подготовки в дошкольной организации или в предшкольных классах школ, ребенок должен пройти дошкольное обучение в виде предшкольной подготовки в условиях семьи», оставляет такие семьи один на один с возникшей проблемой. В данном контексте прежде всего обращают на себя внимание дети из малоимущих семей и сельской местности, где по известным причинам обеспечить вышеуказанную подготовку представляется весьма сложным», – подчеркнул омбудсмен.
Также он добавил, что важной причиной является то, что во многих школах слишком много учащихся, что делает учебное заведение переполненным.
«Данные комитета по статистике министерства национальной экономики РК свидетельствуют о ежегодном неуклонном росте числа учащихся первых классов. Так, в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах в первый класс было принято 358 571 и 389 897 учеников, соответственно. В предстоящем учебном году, в связи с нововведением, число потенциальных первоклассников может значительно увеличиться, так как количество родившихся в 2012 и 2013 годах детей составляет 768 409», – проинформировали сотрудники пресс-службы.
Журналисты омбудсмена рассказали, что в прошлом году численность учащихся школ превышала 25, что уже считается много.
«25 апреля президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым перед руководством профильного ведомства была поставлена задача завершить работу по ликвидации трехсменного обучения. Однако очевидно то, что в связи с намечающимся увеличением числа учащихся в первых классах, количество школ с трехсменным обучением может возрасти», – добавил Шакиров.
В завершение омбудсмен сказал, что он предложил уполномоченному органу принять все необходимые меры по решению сложившегося вопроса.
«Данный вопрос мог бы быть предметом обсуждения в рамках общественного совета МОН для выработки оптимального решения по нему», – заключил Шакиров.
Фото: kaztag.kz