Недавно власти Казахстана сделали заявление – со второй четверти в традиционном формате будут работать только те школы, в которых не более 300 учащихся. Остальные же продолжат учить школьников в онлайн-режиме. Между тем родители с большим пессимизмом воспринимают дистанционные уроки. Оно и понятно, ведь стимул учиться у детей ослаб. Зачем получать знания, если можно все «списать», и никто не увидит?
Одной из главных проблем, из-за которых в Казахстане критикуют дистанционное обучение, является доступ к интернету. Качественный высокоскоростной интернет в нашей республике есть только в крупных городах, и то только в «блатных» районах. До отдаленных аулов глобальная сеть и вовсе не дошла, из-за чего у проживающих там детей попросту нет возможностей, чтобы учиться в онлайн-режиме.
Не стоит забывать и то, что образовательные онлайн-платформы довольно требовательны к техническому обеспечению компьютеров. Для дистанционных уроков нужны компьютеры или ноутбуки, оснащенные мощными процессорами и оперативной памятью. А это могут себе позволить, наверное, только 20-25% населения страны. Да, ряду семей чиновники дали во временное пользование 425 тысяч компьютеров, но скорость интернета от этого быстрее не стала.
В то же время разговоры о том, что наша система образования была не готова к переходу на дистанционный формат обучения, в некотором смысле не имеют значения, ведь в стране до сих пор наблюдается дефицит высокопрофессиональных учителей. Ни для кого не секрет, что в учебные учреждения часто приходят работать люди, не имеющие нормального образования. О чем говорить, если в педагогических университетах сегодня можно вообще не учиться, а только давать деньги, чтобы сессии и экзамены были закрыты.
Другими словами, качество образования в нашей стране не было лучше и до пандемии и введения дистанционного обучения. Доказывают это результаты международной программы оценки учащихся, согласно которым наши школьники набрали низкие балы по функциональной грамотности. К тому же в 2018 году в ходе одного исследования выяснилось, что 54% учащихся из Казахстана не обладают нужными навыками, чтобы пользоваться компьютерами в образовании.
Сейчас многие умы считают, что из-за дистанционного формата обучения снизятся доходы сегодняшних детей уже во взрослой жизни. И я с ними согласен, ведь давно доказано, что будущая зарплата нынешних учеников завит от уровня образования, часть из которого они получили в школе.
Для обеспечения эффективного онлайн-обучения необходимы соответствующие учебные материалы, собственная образовательная платформа и прочее. Пандемия коронавируса же показала, что состояние образования в Казахстане остается на уровне прошлых веков. Сегодняшние проблемы обучения наших детей в любом случае скажутся на будущем всей страны, тем более что республика сейчас находится на начальной стадии демографического старения.
На этом фоне падения уровня образования форсирование внедрения латиницы вместо кириллицы нанесет еще больший вред учащимся школьникам и студентам. Привыкнуть к новому алфавиту им будет сложно, и в конечном итоге они вовсе могут перестать читать книги. Еще одна потенциальная опасность – будущие поколения не смогут использовать научные труды, написанные на кириллице, поскольку большую их часть невозможно будет переиздать на латинице.
Сдержать эти процессы деградации можно только за счет отказа от неолиберальных концепций и методик, внедряемых в систему, а также от слепого подражания Западу.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»