Во вторник на заседании правительства первый вице-премьер Алихан Смаилов бодро отрапортовал о том, что в этом году расхождение по таможенной статистике с Китаем было сокращено до 4,4 млрд долларов. На самом деле это трудно назвать успехом, так как еще раз подтвердило факт наличия огромной проблемы провоза больших партий контрабанды через казахстанскую границу на единый рынок ЕАЭС.
Правительство в таможенной сфере, по словам первого заместителя председателя правительства, провело ряд мероприятий, которые якобы позволили «сократить расхождение по таможенной статистике с Китаем с 53% до порядка 50%, или до 4,4 млрд долларов». Сокращение в 3% явно незначительное и оно сделано за счет ужесточения контроля в отношении мелких перевозчиков и небольших компаний, которые исправили прежние недочеты. Кроме этого, были внедрены модули автоматического поиска цен и пост-таможенного контроля, меры по полноценному охвату СУР-ом (системой управления рисками). Это даже позволило увеличить до 14 млрд тенге поступлений от таможенных сборов, то есть, на 32%.
Однако это не дает вскрыть весь грузопоток и привести его в соответствие со статистикой КНР. Да, в результате скандала, поднятого по итогам доклада общественного объединения Transparency Kazakhstan по раскрытию коррупционных схем, в начале этого года представителями властей Казахстана был признан факт значительного расхождения таможенной статистики.
В ответ на критику, которая звучала из уст депутатов на заседании парламента еще в январе этого года и памятных заявлений Дариги Назарбаевой, правительство попыталось выправить ситуацию внедрением информационных систем, которые дали некоторый чисто внешний эффект в упрощении и ускорении делопроизводства, декларирования товаров и сбора местных налогов. В частности, заработала информационная система «Астана-1», которая позволила декларировать товары в электронном виде, информационная система «Маркировка товаров» уменьшает контрафактную продукцию, а система «Электронные счета-фактуры», внедренная с начала этого года, попросту перевела все платежи по НДС через обязательное оформление электронных счетов-фактур (ЭСФ).
Минфином даже планируется до конца декабря внедрение системы онлайн-обмен данными экспортных деклараций с Китаем. Но, похоже воз и ныне там. Так, телеграм-канала Uzyn Qulaq пишет: «По уточненным данным, контроль над таможней «Казахстан-Китай» ежегодно приносит коррупционный доход в размере не 3 млрд. долларов США, а в два раз большем (по китайской статистике, объем торговли с Китаем составляет 19 млрд. долларов США, казахстанская же статистика фиксирует гораздо более скромную сумму 13 млрд долларов США)».
То есть, это говорит о том, что крупные перевозчики товаров, а это транспортные и торговые компании из Казахстана, импортирующие продукцию из Китая, попросту продолжают обходить все ухищрения, предпринятые правительством. Канал поставок контрабандных товаров не иссякает и бьёт по экономике стран ЕАЭС и, в первую очередь, по России. Примечательно, что скандал по этому поводу стал разгораться осенью 2017 года, когда именно казахстанские чиновники обвинили соседнюю кыргызскую таможню в провозе контрабандных товаров через свою границу в размере до 2 млрд долларов в год.
В тот момент эти обвинения были оправданием транспортной блокады Кыргызстана, начатой в ответ на заявления тогдашнего президента Алмазбека Атамбаева о грубом вмешательстве Акорды во внутренние дела этой республики во время президентской предвыборной кампании. Кыргызские правительственные чиновники поспешили рассказать о том, что через казахстанскую таможню ежегодно проходит поток неучтенных товаров на сумму более 5 млрд долларов.
Канал Uzyn Qulaq в своих публикациях разоблачает именно самых высокопоставленных членов правящей семьи и высших кругов, заявляя, что именно они причастны к организации такой прибыльной контрабандной торговли, которая подрывает и ставит под сомнения договоренности, единые механизмы и стандарты в рамках Таможенного Союза и Евразийского Экономического Союза.
То, что эта тема постепенно из экономической и криминальной превращается в политическую уже очевидно всем и главные участники интеграционного процесса заинтересованы в том, чтобы порядок в таможенной сфере наконец-то был наведен, а граница перестала быть дырявой. Реэкспорт товаров из стран, которые попали под санкции России, а также огромная по объемам контрабанда неучтенных товаров из Китая, пока остаются главным бичом единого таможенного пространства и вынуждает правительства участниц соглашений принимать время от времени заградительные меры.
Фото: alau.kz