С момента добровольного ухода Елбасы с президентского поста в 2019 году, в правительстве появились новые лица и их заместители, заметно обновился корпус глав регионов. Сформировался новый кадровый резерв, которые занимается назначениями руководящего уровня. Концов всего этого процесса стало передача Токаеву руководства Ассамблеи Народа Казахстана и партии Nur Otan.
По мнению политолога Андрея Чеботарева, передача председательства в партии можно считать знаком того, что нынешний президент Казахстана будет править страной не один срок. Эксперт считает, что Елбасы постепенно отходит от дел, передавая Токаеву разные механизмы влияния.
Нурсултан Назарбаев руководствовался своему заданому плану, не смотря на мнение различных “экспертов”, в том числе из-за границы, но в итоге Елбасы смог обеспечить передачу власти в достаточно мирном ключе.
Как считают политологи, такой путь был выбран на основе нескольких факторов. Во-первых, Назарбаев таким образом смог обеспечить преемственность политического курса, что можно считать самым важным. Во-вторых, при условиях действительности в Казахстане, Елбасы не мог в один момент просто покинуть пост главы государства и передать накопленные власть и опыт за несколько десятилетий в течении нескольких месяцев.
Здесь влияют факторы не только глобальной нестабильности, скорее, больше влияют наши страновые факторы. То, что Нурсултан Назарбаев был не просто главой государства и одним из ключевых политических авторов. Он был создателем политико-экономической системы страны, которую мы видим, – Андрей Чеботарев.
Данияр Ашимбаев отметил, что фактор Елбасы мог уравновесить межнациональные и языковые противоречия. Можно с уверенностью сказать, что Назарбаев является гарантом мирной и спокойной обстановки в республики, не считая о международном авторитете Елбасы.
Назарбаев — не просто лидер нации, он архитектор существующей политической и экономической модели страны, он — гарант стабильности и межнационального согласия в стране. Последняя тема, как мы знаем, является одной из наиболее рискогенных с точки зрения как внутренней, так и внешней политики. Ни у кого в стране никогда не было такого рейтинга доверия, как у Назарбаева. Поэтому было принято решение, по которому Первый Президент передавал именно президентские полномочия своему преемнику, а сам оставался в качестве верховного гаранта стабильности и согласия — до тех пор, пока новый президент не наработает свой безусловный авторитет в этой сфере. То, что Елбасы сохранил за собой ряд постов, должно было показать и показывало, что Назарбаев гарантирует преемственность своего курса. Видно, что у президента Токаева есть своя позиция, своя тактика и своя стратегия. Но все это – на фундаменте курса, заложенного Елбасы, – Данияр Ашимбаев
Руководящая должность партии позволяет Токаеву сосредоточить около себя огромнейший административный и организационный ресурсы. По словам политолога Расула Жумалы, передача поста Nur Otan обеспечит укрепление позиций нынешнему президенту РК, ведь именно партия может оказывать влияние на принятие решений и обеспечивает контроль выполнения этих же решений.
Президентство Токаева выпало на историческую эпоху пандемии. Понятно, что в такой ситуации казахстанцы справедливо ожидали усиления социальной политики. В то же время с правящей партии никто не снимал ответственности за внутренние реформы — это та самая большая перезагрузка, объявленная Елбасы. В таком режиме многозадачности, казалось, отдельные механизмы могут давать сбои…
Токаев занял пост главы государство в нелегкое время пандемии. При этой ситуации, казахстанцы ожидали усиления социальной политики. Хочется заметить, что с правящей партии не снимали ответственности за внутренние реформы – это та самая большая перезагрузка, о которой заявлял Елбасы.
Токаев пошел по пути Назарбаева – “сначала экономика, потом политика”. Ведь нынешний президент РК понимает, что главной угрозой остается ухудшение мирового экономического положения и замедление темпов роста ведущих экономик планеты, которые является экспортерами рынка для нашей страны.