Принятые в мае этого года изменения в Закон о политических партиях и в Закон о выборах должны были, по замыслу авторов, внести оживление в политическую жизнь страны и привести на ее арену новые партии и движения. Однако этого не произошло. В условиях ограничительных мер из-за пандемии Министерство юстиции оказалось не способно представить новичкам электронную систему регистрации, а отсутствие возможности для живых встреч с избирателями усугубило проблему.
В интернет-издании «Vласть» побеседовали со многими активистами новых политических формаций, которые не смогли пройти процедуру регистрации и поинтересовались их настроем – будут ли они продолжать попытки зарегистрироваться и успеют ли к предстоящим выборам.
Так, глава движения Respublika Бэлла Орынбетова в начале этого года основным препятствием считала отсутствие средств для регистрации. Сейчас же в качестве такого она назвала невозможность проведения встречи с людьми.
«Мы обращались в Минюст относительно электронной системы регистрации, делали официальный запрос, но нам не ответили, а по телефону сказали, что электронной формы регистрации не предусмотрено», – отметила Орынбетова.
Активисты Respublika решили отказаться от прямого участия в будущих выборах, но намерены выступить в качестве наблюдателей вместе с «Еркіндік қанаты» и Молодежной информационной службой.
Лидер партии HAQ Тогжан Кожалиева, несмотря на неудачу осенью прошлого года, намерена добиться регистрации, хотя и сомневается, что успеет к выборам.
«Все зависит от желания Минюста не препятствовать процессу регистрации. Вот в этом мы сильно сомневаемся. За наш период деятельности нам много раз уже сказали, что никто – ни КНБ, ни администрация президента, ни акиматы – не позволят нам зарегистрироваться в этот электоральный период», – подчеркнула Кожалиева.
В то же время в движении Oyan Qazaqstan не собираются регистрироваться, отказавшись от участия в выборах по политическим соображениям. Замерла также деятельность анонсированной в прошлом году партии «Табигат» и партии «Наше право».
Фото: vlast.kz