Недавно глава Миннацэкономики Руслан Даленов поделился прогнозом роста валового внутреннего продукта Казахстана на следующие пять лет. При составлении прогноза учитывались статистика о ВВП за 2019 год и итоги развития экономики за январь-июль этого года. Так вот, согласно прогнозу Даленова, среднегодовой рост экономики составит 4%, а реальный – 2,8%. При этом министр надеется, что величина номинального ВВП вырастет с 76,7 триллиона тенге в 2021 году до 104,8 триллиона тенге в 2025 году. Учитывая негативные последствия пандемии и сотни закрытых предприятий, возникает вопрос, а сбудется ли такой оптимистичный прогноз?
То, что при составлении прогноза в расчет брались показатели 2019 года, не удивительно, ведь в прошлом году рост был зафиксирован неплохой, на уровне 4,5%. Составлять прогноз по 2019 году можно, но не на такой большой срок, как это сделали в Миннацэкономики. Дело в том, что результаты пандемии, ставшей вызовом для всего человечества, по-прежнему неясны, поэтому спрогнозировать рост экономики на 5 лет попросту невозможно.
Сегодня существует множество различных факторов, которые дискредитируют прогнозы. Любая новая волна пандемии, перспективы разрабатываемых вакцин и возможный мировой экономический кризис могут опрокинуть любой прогноз, будь он на пять лет или один год.
Вызывает недоумение и то, что при составлении прогноза учитывались итоги развития экономики за нынешний год, который выдался чрезвычайно трудным. Пандемия не только нанесла удар по экономике, но и вскрыла многие ее проблемы, копившиеся годами. В частности, стали видны масштабы теневой экономики. Поэтому, пока не будут решены фундаментальные институциональные проблемы, о росте и развитии экономики не может быть и речи.
Не стоит забывать и о том, что рост казахстанской экономики напрямую связан с оживлением мировой экономики. Понятно, что при составлении прогнозов в Казахстане опираются на расчеты международных фининститутов по росту мировой экономики. Вопрос в другом: насколько эти расчеты близки к реальности?
На сегодняшний момент все оптимистичные прогнозы правительства ориентируются на мировой рост цен на нефть. Однако такой подход не выдерживает критики, так как подобная ценовая динамика корректируется в течение 12-ти месяцев. А куда девать сотни закрытых предприятий и разорение мелкого и среднего бизнеса? Неужели чиновники считают, что реальный сектор экономики восстановится за считанные месяцы в ситуации, когда те же члены правительства говорят о возможной третьей волне пандемии в стране? Много вопросов, на которые нет никаких ответов.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: zakon.kz