Сегодня стало известно, что Енбекшинский районный суд города Шымкента приговорил профсоюзного деятеля Ерлана Балтабая к семи годам заключения. Он долгое время возглавлял независимый профсоюз на нефтеперерабатывающем заводе в Шымкенте, а также был руководителем локального профсоюза «Достойный труд», деятельность которого была приостановлена. Коллега Ерлана Балтабая Ольга Рубахова из отраслевого объединения домашних работников «Справедливость» ответила на вопросы «Эхо Казахстана», прокомментировав этот вердикт.
– Э.К. За что Ерлану Балтабаю дали такой большой срок заключения?
– О.Р. Формально его осудили по заявлению бывшего члена профсоюза «Достойный труд», который требовал передачи членских взносов в новую организацию, которая была создана недавно и даже не является правопреемницей. По действующему законодательству, членские взносы не возвращаются, и тем более они не принадлежат заявителям. Несмотря на это, правоохранительные органы в сентябре прошлого года возбудили уголовное дело, а суд сегодня принял такое решение.
– Э.К. Каково ваше отношение к этому решению суда?
– О.Р. Этот вердикт противоречит закону «Об общественных объединениях», закону «О профсоюзах», Конституции страны и конвенциям Международной Организации Труда (МОТ), подписанных Казахстаном. Какое имеет право государство вмешиваться в дела профсоюза? Как можно осуждать человека за членские взносы, которые государству не принадлежат? В этом деле даже нет потерпевших!
– Э.К. В чем тогда подоплека самого этого судебного процесса?
– О.Р. Я думаю, что этот приговор связан с его профсоюзной деятельностью. Ерлан Балтабай, как и осужденная по похожему делу руководитель ликвидированной Конфедерации Независимых Профсоюзов Республики Казахстан Лариса Харькова, в качестве представителя профсоюзов участвовал в заключении коллективных договоров и способствовал повышению заработной платы работникам. С этого все и началось, так как несколько лет назад начались первые попытки засудить Ерлана Балтабая. Правда, прежние дела рассыпались и основывались только на показаниях заявителей, которые делали на этих доносах карьеру.
– Э.К. На фоне непрекращающихся протестов появление еще одного заключенного, которого многие организации признают политическим, кажется нелогичным шагом со стороны властей. Вам так не кажется?
– О.Р. У меня складывается впечатление, что есть определенная группа людей среди высокопоставленных чиновников, которая не только «зачищает» профсоюзное поле от «опасных элементов», но и стремится такими громкими делами дестабилизировать обстановку. В результате этих игр страдают как раз бесправные работники из-за низких зарплат, обнищания и ухудшения условий труда, ведь они фактически лишены своих защитников в лице профсоюзов и не могут потребовать изменений.
– Э.К. А возможен другой не конфронтационный путь трудовых отношений?
– О.Р. Можно мирным путем решать проблемы и трудовые конфликты и важно, чтобы наоборот независимые профсоюзы развивались и не было стихийных выступлений, которые могут привести к повторению жанаозенских событий. Тогда в декабре 2011 года погибло столько рабочих и жителей именно из-за того, что не было реального диалога между профсоюзами и работодателями, а профсоюзных деятелей перед расстрелом попросту посадили.
– Э.К. Какие выводы можно сделать из данного решения суда?
– О.Р. Нынешнее решение один в один повторяет дело Ларисы Харьковой и Амина Елеусинова и направлено на окончательное уничтожение оставшихся организаций и деятелей ликвидированной Конфедерации Независимых Профсоюзов, чтобы никто не мог возродить эту структуру. Все попытки зарегистрировать новую Конфедерацию Свободных Профсоюзов оказались тщетными, как и не были внесены поправки в закон «О профсоюзах», которые дали бы возможность легально создавать независимые объединения.
– Э.К. Будут ли предприниматься какие-то действия на международном уровне для освобождения Ерлана Балтабая?
– О.Р. Мы уже проинформировали представителей Международной Организации Труда и наших коллег из Международной Конфедерации Профсоюзов. Намерены сейчас просить мировые профсоюзные центры выразить отношение к этому судебному вердикту и направить правительству Казахстана свои письма. Естественно, будем бороться за освобождение Ерлана Балтабая и за возрождение нашей конфедерации.
– Э.К. Спасибо за ответы.
Фото: rus.azzatyg.org