Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Медицина

Проблемы санавиации будут решать в Правительстве

4 года назад
Проблемы санавиации будут решать в Правительстве

Их называют по-разному: родные тяжелобольных — посланниками небес, коллеги в шутку — медицинским спецназом, журналисты — крылатой скорой

Работа врачей санитарной авиации имеет свою специфику.Это они летят в отдаленные районы, когда сил местных медиков для спасения жизни человека недостаточно. Это они спешат на помощь в любую погоду туда, куда и по земле разве что верхом на коне можно добраться. Или — на вертолете, если таковой имеется. Практика и статистика прерванных полетов, в том числе трагедия с летальным исходом, показала, в санавиации страны нужно срочно менять подход, финансирование, авиапарк и даже законы.

Радует, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. И сами медики, всерьез опасаясь за свою жизнь, не молчат, общественность и СМИ забили во все колокола, «разбудив» избранников народа в Сенате Парламента РК. Оперативно отреагировал на депутатский запрос премьер-министр, срочно подключились к принятию жизненно важных решений в Минздраве и Минфине, отметилась и Авиационная администрация Казахстана. Ликуют все? Увы, до полного выхода из «полетной комы» еще лететь и лететь…

Мы не ангелы, нам тоже страшно…

Только в феврале 2021 года в стране произошло три происшествия с санитарными рейсами. 5 февраля Ан-24 из-за неисправности двигателя, не долетев до Алматы, вернулся в Шымкент. 8 февраля Ан-2 санитарной авиации совершил вынужденную посадку в Восточно-Казахстанской области. 26 февраля Ан-2 авиакомпании «Азия Континенталь», выполнявший санитарный рейс по маршруту Боралдай — Кеген, не долетев до аэродрома, аварийно приземлился в полутора километрах от автомобильной дороги. У воздушного судна отказал двигатель. В феврале 2020 года под Усть-Каменогорском после аварийной посадки полностью сгорел Ан-2 ТОО «Орлан 2000». Все находившиеся на борту самолетов люди по счастливой случайности остались живы, но огонь уничтожил дорогостоящее оборудование. Однако далеко не все авиаинциденты с участием бортов санавиации заканчивались благополучно. 3 октября 2017 года под Алматы трагически погибли в авиакатастрофе Ан-28 авиакомпании East Wing три члена экипажа и два врача. Они спешили в Шымкент на помощь роженице. Женщина, став матерью в шестой раз, находилась в тяжелом состоянии. Спустя шесть дней после трагической гибели врачей, не дождавшись квалифицированной помощи, умерла и роженица.

—За последние четыре года по линии медицинской авиации зафиксировано 20 инцидентов, связанных с авиационной деятельностью, один из которых — авиакатастрофа с летальным исходом, два — чрезвычайные происшествия, девять — аварийные посадки, пять — возвраты воздушных судов, связанные с техническими неполадками, три — связаны с неблагоприятными условиями на борту воздушного судна, — сообщают в Национальном координационном центре экстренной медицины Министерства здравоохранения РК. —Центр привлекает на договорной основе специализированные и специально подготовленные воздушные суда малой авиации, такие как Ан-2, Ан-24, Як-40 и специализированные вертолеты типа ЕС-145. В 2020 году на базе НКЦЭМ совершено 2185 вылетов, оказана медицинская помощь 2602 пациентам, общий налет составил 8405 часов.

В среднем санитарной авиацией Казахстана осуществляется от трех до 15 вылетов в сутки!

Техника возрастом в жизнь

В своем депутатском запросе сенаторы обратились к Премьер-Министру РК с просьбой не только повысить качество услуг, оказываемых санитарной авиацией страны, но и обратить особое внимание на состав авиапарка, который сегодня состоит из двух частей. Первый — это арендуемые самолеты и вертолеты (естественно, без специального оснащения) в различных авиа-компаниях, второй — старые самолеты Ан-2, Як-40, Ан-24, средний срок службы которых превышает 40 лет. Но экипажи и врачи на свой страх и риск продолжают летать на советском воздушном полувековом хламе. При этом характеристики таких бортов — те же повышенная шумность, вибрация, скачкообразный температурный режим в салоне — никак не соответствуют стандартам транспортировки и оказания медицинских услуг тяжелобольным пациентам.

—Необходимость в использовании современных воздушных аппаратов, соответствующих международным требованиям, является первостепенным условием повышения качества и своевременности оказания медпомощи при транспортировке больного, — заявила на пленарном заседании Сената депутат Акмарал Альназарова. —Тарифы по авиационным услугам, предоставляемым самолетами, остались на уровне 2016 года.

По словам сенаторов, выделяемого финансирования из бюджета на «развитие» санитарной авиации в республике не хватает даже на такую старую технику, не говоря уже о закупе новых современных вертолетов, специально предназначенных для подобных целей.

—Министерство здравоохранения РК в целях привлечения современных воздушных судов, приспособленных для медицинской авиации, а также для создания новых направлений полетов (воздушных сетей), для улучшения технического состава имеющихся бортов рассматривает вопрос увеличения тарифов на услуги авиации. В этих целях подготовлена бюджетная заявка на дополнительные нужды на сумму в 5,4 млрд тенге. Она будет рассмотрена согласно установленным правилам при уточнении республиканского бюджета на 2021 год, — сообщил Премьер-Министр РК Аскар Мамин, отвечая на запрос сенаторов.

Активизировалась Авиационная администрация Казахстана, которая готова подписать меморандум о сотрудничестве с Национальным координационным центром экстренной медицины. Рассмотрены проблемные вопросы по обновлению самолетного парка, модернизации воздушных судов, расширению возможностей использования медицинских модулей на них, отсутствию контроля во время полета, а также недостатку информации по разборам авиационных инцидентов. Стороны продолжат работу по оценке возможности применения более современной техники для обеспечения региональных и межрегиональных полетов по линии медицинской авиации, ограничения по применению воздушных судов, имеющих выработку определенного объема срока службы, а также перспективы расширения аэродромной сети в системе местных линий.

Оно как бы есть, но его как бы нет?

По информации Минздрава страны, для оказания медицинской помощи по линии санавиации задействовано более 570 медработников, в том числе 372 квалифицированных профильных специалиста и 196 сотрудников НКЦЭМ (врачи и фельдшеры мобильной бригады, диспетчерской службы, врачи-эксперты и консультанты Ситуационного центра, врачи-координаторы отделений медицинской авиации при областных станциях скорой медицинской помощи и водители санитарного транспорта). Профильному ведомству удалось-таки решить некоторые вопросы повышения финансирования.

—В рамках уточнения бюджета Министерством финансов поддержано повышение тарифов и количество вылетов на некоторых видах авиатранспорта, — рассказала вице-министр здравоохранения РК Асем Нусупова. —В частности, тариф на газопоршневой АН-2 для региональных рейсов увеличен с 270 тысяч до 328 тысяч тенге за час, на турбовинтовой АН-24 для межрегиональных полетов увеличен с 896 тысяч до 1087 тысяч тенге за час, а для турбореактивных ЯК-40 и АН-74 с 1091950 до 1328000 тенге за час. Кроме того, Республиканской бюджетной комиссией одобрено и проведение полетов на новых, более современных видах воздушных судов типа TwinOtter 400, L-410 (тариф 760 тысяч тенге за час), Pilatus PC-12, Piaggio Avanti Evo (тариф 1750 тысяч тенге за час), Hawker 800/900, Dornier-328, Bombardier CRJ-200, Pilatus PC-24 (тариф 2120000 тенге за час). Отрадно, что в целом на увеличение количества вылетов с 2184 до 2506 и повышение тарифов заявка Минздрава была удовлетворена на сумму 2,5 млрд тенге.

Вместе с тем с начала текущего года Минздрав страны столкнулся с большой проблемой законодательного плана. По словам Асем Бековны, согласно внесенным изменениям в статью 41 Бюджетного кодекса юридическим лицом, ответственным за выполнение государственного задания, допускается его передача субподрядчику (соисполнителю) в объеме не более 50% от суммы бюджетных средств, выделяемых на соответствующий финансовый год.

Однако ввиду специфики авиационной деятельности более 70% от суммы выделенных бюджетных средств НКЦЭМ передает именно на соисполнение.

—Разрешение законодательной проблемы крайне необходимо в кратчайшие сроки, ведь под угрозу поставлена деятельность всей экстренной медицины страны, — резюмирует вице-министр. —Остро стоит вопрос эффективного освоения бюджетных ресурсов. Надеемся, что Минфин, выслушав все аргументы Минздрава, примет верное решение по толкованию нормы законодательства в целях бесперебойного обеспечения населения скорой медицинской помощью с привлечением медицинской авиации и соблюдения законности.

К сведению

По статистике Национального координационного центра экстренной медицины, за последние 10 лет санитарная авиация осуществила:

  • более 18 тысяч вылетов;
  • помощь оказана 23 тысячам пациентов;
  • 85 рейсов транспортировали граждан РК из зарубежных клиник;
  • 71 вылет — по доставке донорских органов.

В тему

По данным НКЦЭМ, во времена Союза в санитарной авиации Казахстана на дежурстве находилось до 100 вертолетов и до 700 самолетов малой авиации, а в отдаленных районах функционировали специальные Центры по сбору информации. Сейчас этого нет, что, естественно, очень сильно затрудняет работу сил чрезвычайного реагирования. Сейчас девять отечественных авиакомпаний малой авиации оказывают услуги санитарной авиации и предоставляют 36 воздушных судов.

Новости СМИ2
Предыдущий

Россия открыла сухопутные границы для некоторых казахстанцев

Следующий

Специальный правовой режим для мигрантов появится в России

Рекомендуем Посты

Минэнерго: открыта горячая линия для жалоб на подорожание бензина АИ-92 и перебои с автогазом
Общество

Минэнерго: открыта горячая линия для жалоб на подорожание бензина АИ-92 и перебои с автогазом

01/11/2025 11:43

В Министерстве энергетики Республики Казахстан сообщили о фиксации обращений граждан по фактам нарушения ценового моратория на бензин и дизельное топливо, а также по вопросам наличия сжиженного нефтяного газа на отдельных автомобильных заправочных станциях. «Совместно с Агентством по защите и развитию...

Глава МЧС Казахстана вручил новую технику спасателям ЗКО
Общество

Глава МЧС Казахстана вручил новую технику спасателям ЗКО

31/10/2025 13:30

Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан генерал-лейтенант Чингис Аринов вручил ключи от новой современной техники спасателям районных подразделений ДЧС Западно-Казахстанской области. Об этом сообщается в публикации, размещенной на сайте чрезвычайного ведомства. По информации Министерства по чрезвычайным ситуациям, в состав поставки...

Минсельхоз: в Казахстане заготовлено 38 миллионов тонн кормов
Общество

Минсельхоз: в Казахстане заготовлено 38 миллионов тонн кормов

31/10/2025 10:22

Как сообщает Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, в преддверии зимовки 2025-2026 годов продолжается активная работа по заготовке кормов для сельскохозяйственных животных. Так, по данным местных исполнительных органов, в стране уже заготовлено 25 миллионов тонн сена (103% от плана), 1,9 миллиона...

Президент Казахстана посетил новую ТЭЦ в Кызылординской области
Общество

Президент Казахстана посетил новую ТЭЦ в Кызылординской области

30/10/2025 18:17

Глава казахстанского государства Касым-Жомарт Токаев в рамках рабочей поездки в Кызылординскую область посетил новую ТЭЦ. Соответствующая публикация размещена на сайте пресс-службы президента Республики Казахстан. Как сообщается в публикации, новая теплоэлектростанция была построена во исполнение поручения главы государства в целях обеспечения...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.