Их называют по-разному: родные тяжелобольных – посланниками небес, коллеги в шутку – медицинским спецназом, журналисты – крылатой скорой
Работа врачей санитарной авиации имеет свою специфику.Это они летят в отдаленные районы, когда сил местных медиков для спасения жизни человека недостаточно. Это они спешат на помощь в любую погоду туда, куда и по земле разве что верхом на коне можно добраться. Или – на вертолете, если таковой имеется. Практика и статистика прерванных полетов, в том числе трагедия с летальным исходом, показала, в санавиации страны нужно срочно менять подход, финансирование, авиапарк и даже законы.
Радует, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. И сами медики, всерьез опасаясь за свою жизнь, не молчат, общественность и СМИ забили во все колокола, “разбудив” избранников народа в Сенате Парламента РК. Оперативно отреагировал на депутатский запрос премьер-министр, срочно подключились к принятию жизненно важных решений в Минздраве и Минфине, отметилась и Авиационная администрация Казахстана. Ликуют все? Увы, до полного выхода из “полетной комы” еще лететь и лететь…
Мы не ангелы, нам тоже страшно…
Только в феврале 2021 года в стране произошло три происшествия с санитарными рейсами. 5 февраля Ан-24 из-за неисправности двигателя, не долетев до Алматы, вернулся в Шымкент. 8 февраля Ан-2 санитарной авиации совершил вынужденную посадку в Восточно-Казахстанской области. 26 февраля Ан-2 авиакомпании “Азия Континенталь”, выполнявший санитарный рейс по маршруту Боралдай – Кеген, не долетев до аэродрома, аварийно приземлился в полутора километрах от автомобильной дороги. У воздушного судна отказал двигатель. В феврале 2020 года под Усть-Каменогорском после аварийной посадки полностью сгорел Ан-2 ТОО “Орлан 2000”. Все находившиеся на борту самолетов люди по счастливой случайности остались живы, но огонь уничтожил дорогостоящее оборудование. Однако далеко не все авиаинциденты с участием бортов санавиации заканчивались благополучно. 3 октября 2017 года под Алматы трагически погибли в авиакатастрофе Ан-28 авиакомпании East Wing три члена экипажа и два врача. Они спешили в Шымкент на помощь роженице. Женщина, став матерью в шестой раз, находилась в тяжелом состоянии. Спустя шесть дней после трагической гибели врачей, не дождавшись квалифицированной помощи, умерла и роженица.
–За последние четыре года по линии медицинской авиации зафиксировано 20 инцидентов, связанных с авиационной деятельностью, один из которых – авиакатастрофа с летальным исходом, два – чрезвычайные происшествия, девять – аварийные посадки, пять – возвраты воздушных судов, связанные с техническими неполадками, три – связаны с неблагоприятными условиями на борту воздушного судна, – сообщают в Национальном координационном центре экстренной медицины Министерства здравоохранения РК. –Центр привлекает на договорной основе специализированные и специально подготовленные воздушные суда малой авиации, такие как Ан-2, Ан-24, Як-40 и специализированные вертолеты типа ЕС-145. В 2020 году на базе НКЦЭМ совершено 2185 вылетов, оказана медицинская помощь 2602 пациентам, общий налет составил 8405 часов.
В среднем санитарной авиацией Казахстана осуществляется от трех до 15 вылетов в сутки!
Техника возрастом в жизнь
В своем депутатском запросе сенаторы обратились к Премьер-Министру РК с просьбой не только повысить качество услуг, оказываемых санитарной авиацией страны, но и обратить особое внимание на состав авиапарка, который сегодня состоит из двух частей. Первый – это арендуемые самолеты и вертолеты (естественно, без специального оснащения) в различных авиа-компаниях, второй – старые самолеты Ан-2, Як-40, Ан-24, средний срок службы которых превышает 40 лет. Но экипажи и врачи на свой страх и риск продолжают летать на советском воздушном полувековом хламе. При этом характеристики таких бортов – те же повышенная шумность, вибрация, скачкообразный температурный режим в салоне – никак не соответствуют стандартам транспортировки и оказания медицинских услуг тяжелобольным пациентам.
–Необходимость в использовании современных воздушных аппаратов, соответствующих международным требованиям, является первостепенным условием повышения качества и своевременности оказания медпомощи при транспортировке больного, – заявила на пленарном заседании Сената депутат Акмарал Альназарова. –Тарифы по авиационным услугам, предоставляемым самолетами, остались на уровне 2016 года.
По словам сенаторов, выделяемого финансирования из бюджета на “развитие” санитарной авиации в республике не хватает даже на такую старую технику, не говоря уже о закупе новых современных вертолетов, специально предназначенных для подобных целей.
–Министерство здравоохранения РК в целях привлечения современных воздушных судов, приспособленных для медицинской авиации, а также для создания новых направлений полетов (воздушных сетей), для улучшения технического состава имеющихся бортов рассматривает вопрос увеличения тарифов на услуги авиации. В этих целях подготовлена бюджетная заявка на дополнительные нужды на сумму в 5,4 млрд тенге. Она будет рассмотрена согласно установленным правилам при уточнении республиканского бюджета на 2021 год, – сообщил Премьер-Министр РК Аскар Мамин, отвечая на запрос сенаторов.
Активизировалась Авиационная администрация Казахстана, которая готова подписать меморандум о сотрудничестве с Национальным координационным центром экстренной медицины. Рассмотрены проблемные вопросы по обновлению самолетного парка, модернизации воздушных судов, расширению возможностей использования медицинских модулей на них, отсутствию контроля во время полета, а также недостатку информации по разборам авиационных инцидентов. Стороны продолжат работу по оценке возможности применения более современной техники для обеспечения региональных и межрегиональных полетов по линии медицинской авиации, ограничения по применению воздушных судов, имеющих выработку определенного объема срока службы, а также перспективы расширения аэродромной сети в системе местных линий.
Оно как бы есть, но его как бы нет?
По информации Минздрава страны, для оказания медицинской помощи по линии санавиации задействовано более 570 медработников, в том числе 372 квалифицированных профильных специалиста и 196 сотрудников НКЦЭМ (врачи и фельдшеры мобильной бригады, диспетчерской службы, врачи-эксперты и консультанты Ситуационного центра, врачи-координаторы отделений медицинской авиации при областных станциях скорой медицинской помощи и водители санитарного транспорта). Профильному ведомству удалось-таки решить некоторые вопросы повышения финансирования.
–В рамках уточнения бюджета Министерством финансов поддержано повышение тарифов и количество вылетов на некоторых видах авиатранспорта, – рассказала вице-министр здравоохранения РК Асем Нусупова. –В частности, тариф на газопоршневой АН-2 для региональных рейсов увеличен с 270 тысяч до 328 тысяч тенге за час, на турбовинтовой АН-24 для межрегиональных полетов увеличен с 896 тысяч до 1087 тысяч тенге за час, а для турбореактивных ЯК-40 и АН-74 с 1091950 до 1328000 тенге за час. Кроме того, Республиканской бюджетной комиссией одобрено и проведение полетов на новых, более современных видах воздушных судов типа TwinOtter 400, L-410 (тариф 760 тысяч тенге за час), Pilatus PC-12, Piaggio Avanti Evo (тариф 1750 тысяч тенге за час), Hawker 800/900, Dornier-328, Bombardier CRJ-200, Pilatus PC-24 (тариф 2120000 тенге за час). Отрадно, что в целом на увеличение количества вылетов с 2184 до 2506 и повышение тарифов заявка Минздрава была удовлетворена на сумму 2,5 млрд тенге.
Вместе с тем с начала текущего года Минздрав страны столкнулся с большой проблемой законодательного плана. По словам Асем Бековны, согласно внесенным изменениям в статью 41 Бюджетного кодекса юридическим лицом, ответственным за выполнение государственного задания, допускается его передача субподрядчику (соисполнителю) в объеме не более 50% от суммы бюджетных средств, выделяемых на соответствующий финансовый год.
Однако ввиду специфики авиационной деятельности более 70% от суммы выделенных бюджетных средств НКЦЭМ передает именно на соисполнение.
–Разрешение законодательной проблемы крайне необходимо в кратчайшие сроки, ведь под угрозу поставлена деятельность всей экстренной медицины страны, – резюмирует вице-министр. –Остро стоит вопрос эффективного освоения бюджетных ресурсов. Надеемся, что Минфин, выслушав все аргументы Минздрава, примет верное решение по толкованию нормы законодательства в целях бесперебойного обеспечения населения скорой медицинской помощью с привлечением медицинской авиации и соблюдения законности.
К сведению
По статистике Национального координационного центра экстренной медицины, за последние 10 лет санитарная авиация осуществила:
- более 18 тысяч вылетов;
- помощь оказана 23 тысячам пациентов;
- 85 рейсов транспортировали граждан РК из зарубежных клиник;
- 71 вылет – по доставке донорских органов.
В тему
По данным НКЦЭМ, во времена Союза в санитарной авиации Казахстана на дежурстве находилось до 100 вертолетов и до 700 самолетов малой авиации, а в отдаленных районах функционировали специальные Центры по сбору информации. Сейчас этого нет, что, естественно, очень сильно затрудняет работу сил чрезвычайного реагирования. Сейчас девять отечественных авиакомпаний малой авиации оказывают услуги санитарной авиации и предоставляют 36 воздушных судов.