На протяжении последних лет в Казахстане осуществляется приватизация медицинских учреждений. Но, в сущности, то, как именно она проходит у нас, покрыто мраком неизвестности. Общественность в основном узнает новости из СМИ, и в большинстве случаев после очередного скандала. В настоящее время известно, что есть список объектов, которые подлежат передаче в частные руки, он содержится в Комплексном плане приватизации, разработанном на период с 2021 по 2025 год, утвержденным постановлением кабмина.
В нем предусматривается продажа 700 объектов до 2025 года, в том числе медицинских. По словам президента Токаева, высказанным в феврале этого года, есть три основных принципа политики разгосударствления. Во-первых, при приватизации не должны появляться частные монополисты. Однако известны случаи неэффективной приватизации основных инфраструктурных объектов, и это недопустимо, они причиняют серьезный урон экономическим интересам республики, отметил президент. Второй принцип – это снижение нагрузки на госбюджет за счет реализации активов частникам. Нужно, чтобы частные предприниматели основной доход получали посредством экспорта своей продукции и услуг, а не тянули бюджетные заказы, льготы, гранты и др., подчеркнул Токаев. И третий принцип – обеспечение прозрачности приватизационного процесса. Президент заявил, что приватизирована будет государственная собственность, поэтому жители страны имеют право знать, как проходит этот процесс – нужен общественный контроль.
Однако, похоже, требования президента нарушались не раз, а в Алматы ситуация с коррупцией в сфере здравоохранения критическая. Осенью 2018 года глава государства и руководство Алматы обсудили продажу медучреждений частникам. На то время, по словам, Токаева, более 60 процентов жителей города были недовольны качеством медуслуг. В Алматы низкий уровень внедрения корпоративного управления здравоохранением и из-за этого в государственных медорганизациях высокая коррупция, заявил тогда Токаев.
Тогда же на совещании упоминался скандал, произошедший из-за приватизации детской стоматологической поликлиники, и о судебных разбирательствах в связи с этим. Эта поликлиника была выставлена на продажу осенью 2018-го. Ее оценочная стоимость составила более 500 миллионов тенге, но продали ее в рассрочку за 621 миллион. В акимате Алматы, управлении здравоохранения, управлении финансов, а также в суде тогда отказывались называть имя нового владельца медучреждения. После разоблачений со стороны правозащитника и врача Каиргали Конеева выяснилось, что детская стоматологическая клиника попала в руки брата бывшего руководителя департамента здравоохранения Алматы Молдагасимовой.
В целом же механизм продажи гособъектов вызывает серьезную обеспокоенность. Самый популярный способ – это когда объект передают в доверительное управление с дальнейшей приватизацией, тогда новые собственники приобретают имущество за копейки, а потом свои средства они не вкладывают. Так в основном получают в собственность медучреждения. В итоге государство не получает средств от реализации объектов, а у новых собственников нет финансов провести модернизацию и запустить работу учреждений. В результате такой приватизации страдают в первую очередь пациенты из-за того, что в больницах качество медуслуг не повышается, но зато увеличивается их стоимость. Приватизированные гособъекты попадают в руки узкого круга лиц, это ведет к тому, что создаются существенные коррупционные риски.
В Министерстве здравоохранения в 2017 году сообщали, что акиматами в доверительное управление были переданы 10 объектов и что к передаче таким способом готовятся еще примерно 40 учреждений. Помимо этого, были приватизированы 2 республиканских объекта и 7 местных. Также подготавливались к продаже еще 7 республиканских и 26 местных объектов. В первую очередь под приватизацию попадают центральные городские поликлиники и диагностические центры. В то время в список объектов для приватизации попали и 19 медучреждений Алматы, среди которых 9 поликлиник, детский санаторий и родильный дом. Кроме того, были подписаны 14 договоров по программе государственно-частного партнерства. Годом позже стало известно, что в рамках приватизации 9 медучреждений были проданы более чем за 23 миллиарда тенге.
В настоящее время уже проданы или скоро будут приватизированы десятки медицинских объектов по всей республике. Но вызывает сильные сомнения требуемая президентом прозрачность приватизации. То, что еще один объект продан, становится известно, когда происходит новый скандал, практически все имена новых владельцев поликлиник или роддомов держатся в секрете. Эксперты все чаще говорят, что, скорее всего, история, когда для предотвращения коммунального коллапса отданные за бесценок стратегически важные объекты потом власти выкупали задорого, снова повторится.
Похоже, в условиях Казахстана приватизация системы здравоохранения обернется не только параличом проданных учреждений, но и полным коллапсом всей медицины. Мы и так являемся свидетелями постоянных провалов противоэпидемических мероприятий и массовой вакцинации, повальной коррупции и неспособности сдержать пандемию, а если еще приватизировать оставшиеся больницы и поликлиники, то на улице окажутся тысячи специалистов, которых и так не хватает. Миллионы казахстанцев в итоге рискуют вообще оказаться без получения медицинской помощи на фоне такой же «успешной» деятельности ОСМС. Так стоит ли наступать снова на те же самые грабли?
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: trigger.in.ua