В целях решения вопроса дефицита государственного бюджета, в Республике Казахстан рассматривается повышение налога на добавленную стоимость. Экономист Алмас Чукин дал пояснения о необходимости такого шага со стороны казахстанского правительства и вероятных последствиях после принятия решения о повышении НДС вплоть до двадцати процентов.
На данный момент Казахстан столкнулся с серьезным дефицитом государственного бюджета. В сложившейся ситуации доходы не покрывают постоянно растущие расходы. К примеру, в минувшем году при расходах в двадцать три триллиона тенге государством было собрано лишь двенадцать триллионов тенге в виде налогов. В то же время дефицит бюджета был восполнен за счет Национального фонда, а также продажи акций крупных компаний и займов.
Тем не менее в текущем году ситуация с дефицитом госбюджета складывается еще критичнее. Расходы увеличились до двадцати пяти триллионов тенге, а доходы ожидаются на уровне пятнадцати триллионов тенге.
Как отмечает Алмас Чукин, исходя из выше представленных данных, Республика Казахстан движется к полному истощению Национального фонда уже через десять лет.
Повышение НДС с двенадцати до двадцати процентов, а также снижение порога регистрации с семидесяти восьми до пятнадцати миллионов тенге могут нанести ощутимый удар по карманам граждан нашей страны.
Налог на добавленную стоимость оказывает непосредственное влияние на всех: начиная с крупного бизнеса и заканчивая рядовыми потребителями. Связано это с тем, что за счет повышения НДС цены на товары и услуги следом за ним движутся вверх.
Для конечного потребителя повышение налога на добавленную стоимость отразится на увеличении стоимости товаров примерно на восемь процентов, отмечает эксперт. По его словам, к стоимости товара и без того прибавляется действующий налог в двенадцать процентов, однако теперь будет все двадцать процентов. Тем временем, в правительстве, в том числе, обсуждают варианты повышения НДС до шестнадцати и восемнадцати процентов.
Алмас Чукин отмечает, что повышение налога на добавленную стоимость вполне реально может стать антиинфляционной мерой. Эксперт указывает на тот факт, что при росте цен падает спрос, в связи с этим баланс спроса и предложения выравнивается.
Кроме того, Чукин подчеркивает, что правительство полученные за счет налогообложения средства себе не заберет. Деньги будут возвращены посредством государственных расходов обратно населению страны. Таким образом, налоги на потребление также способствуют снижению социального неравенства за счет перераспределения доходов через госбюджет.
По мнению эксперта, повышение НДС в обязательном порядке должно сопровождаться серьезными реформами. Повышение налога на добавленную стоимость является болезненной, но в то же время необходимой мерой, однако без кардинальных изменений в управлении государственными финансами оно не даст долгосрочного эффекта.