В нашей стране запрещена продажа и сдача в аренду сельскохозяйственных земель иностранцам и зарубежным компаниям. Введенный ранее мораторий затрагивает и юридических лиц, имеющих иностранные акции. В конце года этот запрет перестанет действовать. Недавно глава государства Касым-Жомарт Токаев постарался поставить точку в этом вопросе. И речь идет в первую очередь о китайской стороне. В настоящее время ведется подготовка к земельной реформе.
Ранее президент заявил, что наша земля не будет продаваться иностранным гражданам и что он принял решение сделать это своей срочной законодательной инициативой. Он поручил своей администрации подготовить соответствующий законопроект. По словам Токаева, до 25 марта должна быть сформирована комиссия по земельной реформе и вся ее деятельность должна быть открытой и прозрачной для жителей страны. Кабмину, в свою очередь, нужно к сентябрю нынешнего года подготовить предложения по этому вопросу. Для того чтобы новый законопроект был инициирован, есть три варианта. Это законодательная инициатива президента или кабмина, или парламентариев. Об этом рассказал советник главы государства Ерлан Карин. В рамках реализации инициативы президента разработка законопроекта будет осуществляться гораздо быстрее.
Кодекс законов о земле был принят в 2003-м году как раз с целью введения частной собственности на землю и лоббировался Имангали Тасмагамбетовым. Принимался он в спешке и без голосования. Тогда мажилисмены предложили к нему свыше семисот поправок, но их проигнорировали.
Из-за вероятности продажи и сдачи земли иностранцам народ выходил на митинги. Самые масштабные протесты были в 2016 году, когда появились сообщения о том, что через аукцион планируется реализовать 1,7 миллиона гектаров земли, в котором собирались активно участвовать бизнесмены из Китая. Акции протеста в тот год проходили во всех больших городах, и тогда Нурсултаном Назарбаевым было принято решение о введении моратория, срок которого истечет 31 декабря нынешнего года.
Земельный вопрос тесно связан с недостатком доверия казахстанцев к руководству страны и высоким уровнем коррупции. Потому как если появляется информация об экономических схемах, в которых фигурирует земля, то у них сразу же возникают подозрения, что кто-то хочет осуществить с ней махинации. Также он связан и с антикитайскими настроениями. Во время земельных митингов звучали и антикитайские заявления. Они звучали из-за того, что тогда власти заявляли, что одним из инвесторов в наше сельское хозяйство будет Китай. Прошло уже более четырех лет, а антикитайские настроения не стали меньше, даже, наоборот, разрастаются из-за репрессивных мер Пекина в отношении этнических меньшинств и содержания их в лагерях перевоспитания в Синьцзян-Уйгурском автономном округе.
На сегодняшний день также существует опасность скупки земли западными транснациональными компаниями, которые хотят реализовать свои планы, связанные с «великим перенаселением», изменением формата всего экономического порядка и трансформацией мировой энергетики, и для этого им нужна земля в других странах.
Мало кто говорит, но инициаторами скандальных поправок, разрешающих иностранным компаниям скупать земли или брать их в долгосрочную аренду, являлись представители Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” в декабре 2015-го года. Именно крупные олигархи из этой структуры даже после введения первым президентом моратория на продажу земель на пять лет стремились найти лазейки в земельном законодательстве и вообще ликвидировать земельные комиссии при акиматах, чтобы было проще прибирать к рукам лакомые куски. Также не понятна судьба нескольких миллионов гектаров земель попавших в руки латифундистов, которые не обрабатываются и лежат мертвым грузом. Да и сама проблема эксплуатации земель иностранными компаниями через подставные совместные предприятия также еще не решена.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: my.mail.ru