Чрезвычайный и полномочной посол КНР в РК Сяо Чжан провел встречу с председателем нижней палаты казахстанского парламента Нурланом Нигматулиным. На встрече обсуждались вопросы социально-экономического сотрудничества и развития транспортных проектов в рамках осуществления глобального плана «Экономического пояса Шелкового пути».
В ходе встречи было отмечено, что только благодаря налаживаю дружеских отношений между главами двух стран стало возможным подписание в 2013 году ряда соглашений в деле прокладывания транспортных маршрутов через территорию Казахстана. Спикер Мажилиса как раз повредил в своей речи, что вся государственная программа дорожного строительства «Нұрлы жол» была полностью привязана к китайскому проекту «Один пояс, один путь».
Фактически программа «Нұрлы жол» являлась лишь программой по осуществлению грандиозного строительного плана, включающего инфраструктурные проекты, полностью спроектированные в Пекине, такие как сухой порт Хоргос, порт Актау, новый железнодорожный коридор «Казахстан – Туркменистан – Иран», международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай».
Посол подчеркнул, что правительства двух стран настроены на скорейшее выполнение других индустриальных проектов, в частности планируется осуществить 55 совместных инвестиционных проектов в сфере промышленности. До этого сторонами обсуждался и проекта переноса 51 заводов в рамках программы перевода производственных мощностей из Китая в Казахстан.
Спикер Мажилиса заверил, что со стороны казахстанских парламентариев будет осуществлена поддержка всем этим совместным проектам и созданию благоприятный условий для развития бизнеса. Также стороны обсудили вопросы межпарламентского сотрудничества. Недавно депутаты обеих палат парламента освободили от налогов на прибыль ряд совместных компаний с участием китайского капитала.
Аналитик агентства исследований социальных процессов Тагир Баиров считает, что проникновение китайского капитала помимо позитивных тенденций может привести и к значительным социальным и экологическим издержкам, связанным с влиянием на местную природу и фауну, в результате деятельности предприятий тяжелой индустрии, а также активным использованием земель китайскими продкорпорациями.
«Перенос производства в виде 51 завода из Поднебесной вместе с персоналом данных предприятий ближе к источникам сырья и к рынкам ЕАЭС и ЕС создаст определенные экологические проблемы, так как это предприятия с «грязными технологиями», что уже вызвало озабоченность у местного населения. Примечательно также, что теперь эти проекты подаются уже как «совместные». Также «совместные» компании засеивают техническими культурами сотни тысяч гектар земель в Восточном Казахстане, что также влияет на почву», – предполагает эксперт.
Кроме этого, по его мнению, многие казахстанцы недовольны деятельностью китайских добывающих компаний, а также эксплуатацией местной рабочей силы, что может вызвать появление новых очагов социального недовольства в стране.
Фото: parlam.kz