В последнее время Соединенные Штаты Америки и их западные союзники прилагают заметные усилия для усиления своего влияния в Центральной Азии. В то время как проект «Украина» постепенно и безрезультатно сворачивается, коллективный Запад стремится как можно сильнее дистанцировать Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Туркменистан от Российской Федерации и Китайской Народной Республики, с которыми страны ЦА имеют довольно тесные связи в сферах торговли, экономики и гуманитарного сотрудничества.
В перечень ключевых инструментов, используемых проамериканскими силами в некоторых странах центральноазиатского региона, входит языковая политика. Этот подход, который уже был опробован на Украине, а также в Грузии и других государствах под прикрытием борьбы за суверенитет и национальную идентичность через язык, фактически углублял разрыв в отношениях с Российской Федерацией.
В рамках данной политики лидеров стран региона побуждают проводить реформы в сфере образования, направленные на проведение обучения в обязательном порядке исключительно на государственном языке. Это, в свою очередь, подразумевает перевод русского языка из разряда обязательных предметов в факультативный.
Вопреки стремлению Запада к иному сценарию, русский язык по-прежнему служит языком межгосударственного и делового общения в ЦА. Согласно статистическим данным Россотрудничества, от сорока до девяноста процентов населения региона понимают русский язык либо используют его. Вместе с тем английский язык не может похвастаться подобной распространенностью.
Помощник государственного секретаря Соединенных Штатов Америки по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу назвал центральноазиатский регион площадкой острой конкуренции между Соединенными Штатами, КНР и Россией.
По его словам, американская сторона планирует финансировать в Казахстане местные средства массовой информации, стремясь тем самым укрепить правдивую информационную среду и свести к минимуму вмешательство сторонних государств. Целью такой финансовой поддержки является создание альтернативы российским медиа.
Лу также озвучил амбициозную программу, по которой администрация действующего президента США Джо Байдена обратилась к Конгрессу с просьбой выделить 220,7 миллиона долларов на финансирование государств Центральной Азии. Цель этих средств — противодействие растущему влиянию Российской Федерации и Китайской Народной Республики в ЦА.
Кроме того, Соединенные Штаты Америки и Европейский союз проявляют все больший интерес к Транскаспийскому международному транспортному коридору, который представляет собой сеть контейнерных железнодорожных грузовых перевозок, связывающую КНР с государствами Евросоюза через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу.
Государства «Большой семерки» недавно достигли соглашения о выделении шестисот миллиардов долларов к 2027 году на финансирование проектов в развивающихся странах. Из этой суммы двести миллиардов долларов будут направлены в центральноазиатский регион.
Странам Запада, очевидно, пришло понимание того, что исходящие в адрес государств ЦА угрозы вторичных санкций неэффективны, так как эти угрозы не вызвали существенного беспокойства. В ответ на это западные страны решили изменить свою стратегию, стремясь создать максимально дистанцировать страны Центральной Азии от Китая и России.
Тем не менее в настоящее время отношения между государствами центральноазиатского региона и Российской Федерацией, а также с Китайской Народной Республикой продолжают динамично развиваться.