В столице в рамках симуляционного учебного упражнения по борьбе с торговлей людьми полицейские из 17 стран “накрыли” притон с заложницами.
Вызволения из сексуального рабства девушек, которые находились в притоне, а также захват преступников, владельцев борделя. Несмотря на то, что это были лишь учения, а в ролях заложниц и преступников были задействованы профессиональные актеры, стражи порядка действовали довольно правдоподобно, оперативно и даже местами жестко.
По заданию, участники уже получили исходные данные. Путем оперативно-следственных действий собрали необходимую информацию о преступной группе, организовавшей сексуальную эксплуатацию граждан, установили местонахождение “притона”, вероятный круг причастных лиц, их контакты и финансовые потоки. После этого был проведен захват подозреваемых и освобождение вероятных пострадавших. Участники упражнения установили и вызволили из трудового рабства двух девушек, а также задержали двух подозреваемых.
“С ними дальше работают психологи, соцработники, в обязательном порядке медики. Потому что, к сожалению, получение физических травм – это тоже, как правило составляющая процесса торговли людьми. И, прежде всего, речь идет о воссоздании понятия безопасности для этих людей. Потому как правило, торговля людьми длится не один день, не одну неделю – это месяцы, а иногда года, эти люди подвергаются такому давлению, что люди понимают, что от них в этой жизни уже ничего не зависит. Вот, восстановление этой веры в то, что ты управляешь своей собственной жизнью, это, наверное, один из ключевых моментов реабилитации. Вернуть их жизнь в их руки”, – пояснила Татьяна Руденко.
Отметим, что в воссозданном специально для тренинга условном притоне для предоставления сексуальных услуг на столе были рассыпаны наркотики. Как оказалось, это не попытка придать упражнению подлинности, а деталь, взятая из реальной жизни. По словам эксперта, наркотики очень часто применяются для того, чтобы жертвы торговли людьми находились под постоянным контролем.
“К сожалению, для торговцев живым товаром каких-то лимитов нет. Они прекрасно понимают, что, если состояние здоровья одной из потерпевших придет в такой упадок, когда жертва больше не сможет работать так, как того хотелось бы трафикерам, они с большой легкостью найдут замену. Именно элемент безнаказанности – это то, с чем мы боремся в том числе в контексте симуляционного упражнения. То есть, система уголовного правосудия должна работать должным образом и обеспечивать наказание, соответствующее тяжести преступления”, – отметила Татьяна Руденко.
Представитель ОБСЕ подчеркнула, что торговля людьми в действительности – огромная угроза. По оценкам специалистов, ежегодно торговле людьми подвергаются миллионы человек.
“В глобальном масштабе мы говорим о миллионах людей, которые ежегодно подвергаются торговле людьми. И мы не наблюдаем тенденции к понижению количества пострадавших, а наоборот, к расширению форм эксплуатации. Если несколько лет назад фокус был на сексуальную эксплуатацию, в последнее время идет 50 на 50 сексуальная и трудовая эксплуатация. Возникает и новая форма – это в том числе эксплуатация в попрошайничестве, в незаконной деятельности, перевозке наркотических средств и так далее. К сожалению, наши граждане все еще остаются в зоне риска”, – сообщила Татьяна Руденко.
Вместе с тем, эксперт отмечает и рост внутренней торговли людьми – это когда жертв не вывозят за пределы своей собственной страны.
“Не так давно вышел очередной глобальный доклад управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, он достаточно хорошо иллюстрирован, и позволяет с одного взгляда понять, что торговля людьми имеет разные формы, но распространенность её колоссальная: в каждом субрегионе, либо регионе нашей земли. Немного разная тенденция: кого, откуда перевозят и так далее. Тем не менее, эксперты говорят о торговле людьми более распространённой в рамках одного региона. То есть, если мы говорим о юго-восточной Азии, то торговля людьми скорее будет внутри этого региона, нежели из этого региона куда-то еще. Во многих регионах, и регион стран ОБСЕ не исключение, мы говорим о том, что внутренняя торговля людьми сейчас находится на подъеме. Внутренняя торговля – это когда жертв не вывозят за пределы своей собственной страны. В отдельных странах региона процент внутренней торговли – это где-то 10-20%. И этот процент возрастает. Потому что это существенно уменьшает риски торговцев людьми: им не надо перевозить людей через границу, подделывать документы, обеспечивать транспортировку. Гораздо удобнее перевести людей буквально за 200 км от их местонахождения для того, чтобы иметь возможность уже их эксплуатировать”, – заключила Татьяна Руденко.
Фото: bnews.kz