В настоящее время в нашей стране снова возникают споры из-за советского периода. Активизировались они после слов спикера Сената Маулена Ашимбаева о том, что голод тридцатых годов необходимо рассматривать с научной позиции, а не политической.
Хочу отметить, что сейчас в нашей стране нет четкого отношения к истории, и это наглядно демонстрируют события 1986-го года. Общественность все время говорит о большом числе погибших, однако, помимо четырех фамилий, о других ничего не известно, не найдены даже их родные. Все это происходит, на мой взгляд, из-за возрастного, национального и регионального разрывов. А историю нужно изучать объективно. Так, например, если взять репрессии и коллективизацию, то нужно брать во внимание все обстоятельства, а не те, которые выгодны националистам. Иначе могут пострадать отношения между Казахстаном и Россией.
Все архивные материалы сейчас рассекречены, но ряд политиков, историков и экспертов передергивают факты. Яркий пример этому история с телеграммой Левона Мирзояна. Как-то азербайджанские средства массовой информации подбросили нашим националистам информацию, в которой говорилось, что Сталину от Мирзояна поступала телеграмма о необходимости увеличения количества репрессированных по республике. Из-за этой информации в стране начали пересматривать отношение к Мирзояну, хотя ранее его воспринимали с положительной стороны. Однако основанием для этой телеграммы послужило решение Бюро ЦК Компартии Республики Казахстан, которое являлось коллегиальным органом. Оно было подписано 15 людьми, среди которых большая часть были казахи. То есть они обсудили этот вопрос, проголосовали за него, а потом с подписью Мирзояна она была отправлена. В общем, голосовали все, а виноват один.
Архивные документы открыты, но с ними нужно работать историкам, однако и они у нас разные, у каждого свои взгляды. Из-за этого Ашимбаев и заявил тогда, что необходимо принимать во внимание ситуацию того времени и анализировать те события объективно, без внешнего влияния. Сейчас у нас история подается с целью развития национального самосознания, поэтому популяризируются периоды, отвечающие интересам укрепления роли казахского этноса, а она не должна влиять на социальную и национальную ситуацию в стране. То, что сейчас говорят о геноциде и о том, что советское руководство вело целенаправленную политику по ликвидации казахов, исторически и документально не подтверждается. При этом определенные вбросы как по историческим темам, так и по нашим соседям активно осуществляются прозападной прессой в лице радио “Азаттык”.
На протяжении последних тридцати лет на эту тему очень много разглагольствуют популисты, и поэтому процесс вышел из-под контроля. Есть много нюансов, по которым властям необходимо занять определенную политическую нишу. Нам сейчас говорят, что якобы вся наша промышленность построена заключенными. Хотя, простите, но у нас индустриализация постоянно провальная. Получается, предприятия возводились «рабским» трудом, а теперешние свободолюбивые казахи этого делать не будут. Недавно один представитель молодежи заявил, что нефть на Тенгизе открыли американцы. Хотя американцы пришли уже на готовое месторождение, которое открыли и стали разрабатывать в советские годы. Вот так в нынешнее время и происходит выдергивание и перечеркивание истории советского периода, и это негативно сказывается на сегодняшних процессах.
Попытки “удревления” истории, которое выражается в героизации Золотой Орды и в полном отрицании социально-экономических и культурных достижений советской власти, создают серьезные проблемы для общества в настоящем и будущем. Нынешний политизированный подход в изучении истории становится средством формирования националистической идеологии, которая постепенно начинает господствовать в стране и уже влияет на общую национальную политику. Объявляя СССР преступным государством, устроившим геноцид, а соответственно, взваливая историческую ответственность на современную Россию, как правопреемника общей державы, создается и общая негативная атмосфера, которая оказывает давление как на носителей русского языка, так и на представителей нетитульных наций уже внутри Казахстана. То есть мы уже видим далеко идущие последствия от шельмования нашей общей истории.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: pagetravel.ru