С момента обретения независимости Казахстан позиционировал себя как толерантное государство, которое активно продвигает идею дружбы народов. Власти нашей республики на протяжении долгого периода времени считали одним из самых значимых своих достижений то, что в стране сохранялся мир в условиях многонационального государства. Однако, несмотря на все это, картина далека от идеальной.
Разумеется, Казахстану удавалось избегать многомасштабных национальных конфликтов, которые проходили в центральноазиатских республиках в 90-е годы. И после 90-х годов руководство нашей страны пыталось поддерживать идею дружбы народов, но прежний образ толерантного государства в наши дни померк.
Итак, в 2006 году разгорелся конфликт между казахами и уйгурами, в 2007 году – антиуйгурский конфликт в селе Маятас, в 2015 году прошли погромы таджикского населения в селе Бостандык и, наконец, в 2020 году – беспорядки в Кордайском районе. Как я уже сказал, картина далека от идеальной.
Напряжение наблюдается и с русским населением. Здесь главную роль играет статус русского языка. В сети распространяется провокационная информация, связанная с языковыми конфликтами, а в прошлом месяце в Павлодаре прошел санкционированный митинг, во время которого националисты потребовали лишить русский язык официального статуса. Все это говорит о том, что в нашем государстве развернута очередная русофобская кампания, которая в конечном итоге может привести к погромам по типу кордайских.
Как мне кажется, все эти процессы связаны с усилением идеи национализма в Казахстане, при этом такая форма национализма очень близка к национал-шовинизму. Данный феномен связывают с низкой социальной культурой общества.
Снижение уровня образования населения и постепенное ухудшение реального уровня жизни в стране – плодородная почва для развития национализма. Мировой опыт доказал, что необеспеченное население склонно к враждебным и даже насильственным действиям в отношении друг друга. На фоне мирового кризиса и падения экономики можно ожидать, что общий уровень межэтнической агрессии будет только повышаться.
Не стоит забывать и о том, что в межэтническом конфликте может быть заинтересована третья сторона в лице Запада и Китая. Почему? Дело в том, что усиление межэтнической вражды дестабилизирует государство и на него становится легче влиять.
То, что государство не признало погромы дунган в Кордае проявлением межнациональной розни, не только печальный фактор, но и тревожный симптом отрицания наличия в республике взрывоопасной ситуации и массовых клерикальных и националистических настроений. Более того, отдельные депутаты и чиновники даже пытаются играть на национал-патриотических чувствах и открывают страницы казахоязычных изданий, субсидируемых из бюджета, для радикалов, способствуя пропаганде нетерпимости и русофобии. Украина уже показала всем воочию, чем заканчиваются такие игры с ручными националистами и нацистами, которые со временем превращаются в массовую силу.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: rostov.kp.ru