В Казахстане наблюдается весьма странная тенденция: с каждыми выборами все меньше представителей нетитульных этносов проходят в парламент. Это заметно на примере правящей партии. Если по итогам выборов 2016 года от Nur Otan в Мажилис попали 20 нетитульных – 23,8%, то теперь, спустя пять лет, их количество снизились до 15 человек – 19,7%.
Касательно партии «Ак жол», она, как и по итогам прошлых выборов, включила в список своей фракции только одного нетитульного. Видимо, он понадобился акжоловцам для того, чтобы политобъединение не выглядело полностью моноэтничным. В то же время Народная партия, которая до ребрендинга была Коммунистической народной партией Казахстана, не стала рвать с принципом интернационализма. Из десяти членов ее фракции трое являются представителями нетитульных этносов – 30%.
Итак, что мы на сегодняшний день имеем? Из 98 новоизбранных мажилисменов, прошедших в парламент по партийным спискам, только 19 нетитульные. Есть еще 9 депутатов от Ассамблеи народов Казахстана, 8 из которых представители нетитульных этносов. В итоге мы получаем, что из 109 депутатов нетитульными являются 27 человек, то есть 25,2%. Тогда как в общей численности населения республики доля нетитульных достигает почти трети.
В связи с этим возникает довольно логический вопрос, а кто, собственно, будет представлять интересы нетитульной части населения, особенно учитывая то, что в Мажилисе стало больше откровенных националистов и русофобов. К ним относится Бахытбек Смагул. Тот самый, что сразу после массовых беспорядков в Кордайском районе Жамбылской области обвинил во всем дунган, так как они не знают казахский язык и не проходят службу в армии. Такие высказывания спровоцировали в соцсетях рост антидунганских настроений и были восприняты многими как некое оправдание случившегося акта насилия. Позже, кстати, приведенные Смагулом «факты» были опровергнуты со стороны соответствующих государственных структур.
Вместе со Смагулом в нижнюю палату парламента попал и нуротановец Айдос Сарым, являющийся идеологом национал-патриотизма. Также в Мажилис вошел акжоловец Казыбек Иса, требующий лишения русского языка официального статуса. Конечно, на все это можно было бы не обращать особого внимания, если ни одно но: нетитульных депутатов стало меньше.
Примечательно, но в местных представительных органах наблюдается похожая ситуация. И яркий пример этому нынешние выборы в маслихат Алматы. В этот раз в него вошли 7 представителей нетитульных этносов, что почти в два раза меньше, чем было в предыдущем созыве – 13. Сложившаяся ситуация говорит об одном: при нынешней избирательной системе, когда многое зависит от решений партий, нетитульным стало гораздо сложнее попасть в маслихат, чем прежде, при мажоритарной системе.
Получается, что после конституционных поправок 2017-го года, когда граждане лишились права самовыдвигаться на выборы в маслихатах, а выборы проводятся только по партийным спискам, представительные органы власти стали более мононациональными. Это у многих потом может вызвать вопросы несмотря на наличие Ассамблеи народов Казахстана. Еще больше смущает то, что в состав Мажилиса прошли как раз некоторые депутаты, как, например, Бахытбека Смагул, которые оправдывали участников погромов в Кордае. Неужели правящая партия не могла избавиться от таких националистов?
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: liter.kz