В прошлом месяце исключенный из партии «Нур Отан» бывший мажилисмен Нуржан Альтаев выступил с предложением сформировать «теневое правительство». Его предложение прозвучало после того, как был анонсирован «новый-старый» состав кабмина. В Казахстане, в котором существует «полуторапартийная» система, в ситуации отсутствия оппозиции будет нереально создать альтернативный кабмин, опираясь на практику Великобритании, где партия, победившая на выборах, создает кабмин, а проигравшая – теневой кабинет. Реализовать такую практику возможно при двухпартийной системе. В нынешних реалиях собрать организованную альтернативу партии власти «Нур Отан» практически невозможно.
Чиновники резко отрицательно отреагировали на идею Альтаева по созданию теневой модели правительства, отказавшись её поддерживать. Так, например, министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев сказал, что никто не будет препятствовать созданию таких структур в партийной и общественной среде, но государство не станет заниматься ее финансированием.
Попытка создания такой теневой структуры маловероятна из-за отсутствия компетентных лиц. По моему мнению, Альтаев не сможет собрать достаточное количество людей, понимающих ситуацию, для работы в таком формате. Складывается ощущение, что бывший депутат пытается сделать невозможное. С момента вступления в должность президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева уже создано большое количество экспертных комитетов. Например, таких как Национальный совет общественного доверия при президенте или Высший совет при президенте по реформам.
Ранее такие структуры создавались Кажегельдиным в 90-е, лидерами “Ак жола” в нулевых для формирования своих оппозиционных партий. Хотя они и имели присущий оппозиционным формированиям популизм, такие партии могли представлять собой альтернативу законотворческим органам. Но в те годы бизнес в стране мог влезть в политику и заниматься финансированием опознанных партий.
Не исключено, что за Нуржаном Альтаевым стоят не только Маргулан Сейсембаев и Михаил Саакашвили, но и определенные группы внутри самой элиты, заинтересованные в создании псевдоальтернативных структур для проведения собственных игр. Это уже более опасная ситуация, так как может угрожать расколом правящего слоя и усилением внутренней борьбы.
Болат Нургалиев, политолог, специально для «Эхо Казахстана».
Фото: typical-moscow.ru