В нашей республике внезапно пошли в гору цены на бензин, однако они поднимаются по всей стране неравномерно. В среднем цена на него скакнула на 15-20 тенге. Буквально пару дней назад в столице бензин АИ-92 был на уровне 150 тенге за литр, сегодня же его стоимость – 170 тенге. В Нур-Султане топливо самое дорогое. Жители Петропавловска покупают его по 169 тенге, Алматы 163 тенге. В других областях его стоимость увеличилась на 10 тенге. Эксперты предрекают, что в скором времени он подорожает до 180 тенге.
Почему подорожал бензин, если на мировых рынках цена на черное золото поднимается и ее у нас добывают, и будет он в ближайшее время еще дорожать, этими вопросами казахстанцы часто задаются, особенно когда его стоимость начинает расти. После того как казахстанцы стали возмущаться, в Минэнерго попытались объяснить, почему так происходит, однако не смогли. Единственное, что там сообщили, это то, что запасов ГСМ в республике предостаточно. В ведомстве заявили, что в стране в настоящее время есть более 250 тысяч т бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих предприятиях. Со слов вице-министра энергетики Асета Магауова, этого запаса хватит для того, чтобы покрыть 25-дневную суточную потребность. Солярки в стране примерно 330 тысяч т, сообщил чиновник. А что потом будет потом, когда топливо закончится, он не рассказал.
Эксперты в свою очередь поделились своим видением того, что является основными причинами подорожания бензина. В первую очередь, по их мнению, это инфляция. В частности, по официальной информации, инфляция в прошлом году составила 7,5%. Однако в действительности инфляция по ряду товаров намного выше. Кроме того, поднимают цены производители. Мотивируют они это тем, что дорожают комплектующие, которые ввозятся из-за границы. Ко всему прочему, в том году почти в два с половиной раза повысились акцизы. Также в республике реконструировали все три нефтеперерабатывающих завода. Реконструкция осуществлялась за счет инвестиций. Из госбюджета средств в заводы не вкладывали. Теперь же, по сути, инвесторы отбивают вложенные средства, и это тоже одна из причин подорожания.
Стоимость топлива в республике не зависит от цены на черное золото, как в развитых странах. Это там, если нефть подешевела, то и цена на ГСМ падает. Но в нашей стране подобная схема не действует. По словам экспертов, цены внутри страны на топливо не связаны со стоимостью нефти на мировом рынке из-за того, что у нас поставщики обязаны поставлять продукцию на внутренний рынок. Вместе с тем производителям невыгодно реализовывать ГСМ на внутреннем рынке, так как стоимость нефти высокая, а в стране ее нужно продавать по низким ценам. Поэтому им выгоднее отправлять ее на экспорт. Также аналитики прогнозируют, что в среднесрочной перспективе цена на топливо продолжит расти, а за ним, собственно, и на все остальное.
Надо также при изучении проблемы всегда понимать, что рынок ГСМ в РК монополизирован и те, кто сконцентрировал в своих руках продажу потребителям бензина и дизеля, снимают сливки с повышения цен. Вот, кто реально заинтересован в росте стоимости топлива, а не Россия, которую пытаются сейчас обвинить националисты и патриоты всех мастей. Надо в первую очередь видеть причины в происходящем внутри страны, а не извне.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: finance.rambler.ru