Осужденный на 10 лет якобы за разглашение государственных тайн главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан (КИСИ) и признанный во всем мире китаевед Константин Сыроежкин подал апелляционную жалобу. Об этом сообщил в эфире дискуссионного клуба Polyton в минувший четверг политолог и глава центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
«Я могу только сказать, поскольку я общаюсь с его близкими друзьями, что вроде как его уговорили все-таки подать на апелляцию, я думаю, это правильно», – отметил Андрей Чеботарев в дискуссии с Сергеем Дувановым, ветераном КНБ Аратом Нарманбетовым и правозащитником Галымом Агелеуовым.
Он не исключил вероятности того, что Константин Сыроежкин мог стать жертвой борьбы различных группировок внутри спецслужб или правящей элиты. Правда, скептически отнесся к версии о том, что ученый мог попасть под жернова интриг между двумя президентами, тема которых стала в последнее время достаточно популярной.
Да, Константин Сыроежкин был научным консультантом Касым-Жомарта Токаева, когда тот защищал свою докторскую диссертацию по Китаю, но это вовсе не повод для его преследований. Тем более, что санкционирован арест был еще до президентской кампании в феврале этого года, и решение об этом, скорее всего, принимал первый президент страны Нурсултан Назарбаев.
Роковым для ученого, по мнению Андрея Чеботарева, могло стать то, что он работал в качестве главного научного сотрудника КИСИ. Если бы он состоял в частной организации, то может быть все бы обошлось. Однако даже будучи аналитиком, готовившим записки для президента и первых лиц государства, он был лишен доступа к секретной информации и документации.
Арат Нарманбетов со своей стороны назвал эту ситуацию наиболее ненормальной за весь срок государственной независимости, «когда Константина Сыроежкина арестовывают, долго держат в СИЗО, содержат в тайне и не говорят, шпион какого он государства- или России, или Китая. Это даже, я бы сказал, явная «подстава», потому что вносит определенное напряжение в отношения между этими странами».
Нарманбетов считает, что это может вызвать большие последствия, так как в секрете произошедшее долго не удержишь и оно все равно выйдет наружу и станет известно в деталях гражданам. Правда, Арат Нарманбетов говорит, что этот вопрос, возможно, разрешится в течение одного – двух лет, тем более, что Сыроежкин является гражданином России и, очевидно, что будут какие-то послабления или он будет в последующем окончательно освобожден.
Тем более, ветеран спецслужб считает, что в стране вообще не осталось никаких секретов, похищение или утечку которых ставят в вину Константину Сыроежкину. Так, долгое время в качестве главного советника в высших кругах фигурировал агент ЦРУ, получивший казахстанское гражданство, Джеймс Гиффен. «В экономическом плане многие наши объекты были распроданы западным странам, оставшиеся – восточному нашему соседу. Я считаю, что у нас давно уже нет важных секретов стратегического значения и отсутствует сам объект преступления», – утверждает Арат Нарманбетов.
Другое дело, что вполне возможно влияние аналитиков или советников на руководство Казахстана и сопредельных стран Центральной Азии, лидеры которых все как один решают все вопросы, в том числе и территориальные, в пользу Пекина. В этом он усматривает возможное негативное участие в формировании такой политики целого пула «агентов влияния».
В целом, сейчас мнения целого ряда экспертов сводятся к тому, что данная ситуация, которая сложилась вокруг Константина Сыроежкина и Баглана Майлыбаева является недопустимой, когда людей арестовывают по сомнительным обвинениям, а судебные процессы проходят в абсолютной секретности. Это вызывает все больший резонанс, что приводит к появлению все новых публикаций и материалов на эту тему.
В частности, публицист Гульнара Бажкенова в своей статье «Секретные материалы, или Кого предали Майлыбаев и Сыроежкин» в журнале Esquire выразила мысль, которую разделяют сейчас многие.
«Но в том то и дело, что все это не имеет значения. Был Сыроежкин лоббистом иностранных интересов или действительно агентом – вопрос не существенный. Когда вы молча, только на основании собственной воли и силы, заключаете человека на десять лет в тюрьму, вопрос о его виновности или невиновности становится неважным. Вы можете признать его кем угодно в своем закрытом суде фактически без права на защиту и назвать в коротком на пару слов релизе хоть изменником родины, хоть предателем. Но он всего лишь ваша жертва. Бедный, бесправный человек в железной маске», – считает Гульнара Бажкенова.
Исходя из этого тезиса, 15 октября группа политологов различных стран СНГ и обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву, российскому лидеру Владимиру Путину и председателю КНР Си Цзиньпину с просьбой содействовать в освобождении Сыроежкина.
Фото:Lenta.ru