Все те события, с которыми столкнулся Кыргызстан, сегодня широко обсуждаются в казахстанском обществе. Многие наши граждане задаются одним и тем же вопросом – возможно ли повторение кыргызстанского сценария в Казахстане?
Разумеется, внезапное падение легитимных институтов государственной власти в соседней стране вызывает определенные опасения. Но шанс того, что кыргызстанские события повторяться в Казахстане, крайне малы.
Во-первых, у Кыргызстана есть своеобразный защитный буфер в лице нашего государства, благодаря чему он может себе позволить вносить изменения в политическую конфигурацию своих элит. В Казахстане ситуация другая. Наше руководство вынуждено выстраивать свою многовекторную политику в рамках существующих геополитических реалий, делая акцент на обеспечение стабильности внутри страны. Власти неоднократно заявляли, что примут любые меры, чтобы сохранить согласие в обществе.
Во-вторых, у соседа еще до массовых беспорядков были серьезные проблемы в правоохранительной системе, и то, что госкомитет нацбезопасности одним из первых «капитулировал», это подтверждает. В Казахстане же управленческий институт сильнее укреплен на исполнительных уровнях. Особое внимание к правоохранительным органам объясняется их восприятием как базового элемента, обеспечивающего легитимность действующей власти.
В третьих, немалую роль в обострении ситуации в Кыргызской Республике сыграл миграционный фактор. В частности, из-за карантинных ограничений работа части предприятий в России и Казахстане была приостановлена, из-за чего работающие на них кыргызстанцы были вынуждены вернуться на родину. Однако по прибытии в страну они не успели занять место в социальной системе, в результате чего у них не осталось выбора, кроме как присоединиться к протестам, за участие в которых предусматривалось вознаграждение. Власти Казахстана в данном плане уделяют большое внимание вопросам формирования собственного рынка рабочих мест. Да, наша республика тоже ощущает миграционные потери, но здесь прогнозировать схожее массовое возвращение граждан нельзя.
Отличительной чертой обществ выступает и фактор «среднего класса». В нашем государстве средний класс – это довольно обширная прослойка общества. Именно эти люди, как довольно обеспеченная в материальном плане общественная страта, не подвержены революционным настроениям. Да, на состояние среднего класса серьезное влияние оказало введение жестких карантинных мер, когда основной урон пришелся на сферу малого и среднего предпринимательства. Но не стоит забывать о том, что наше руководство вовремя спохватилось и приняло ряд мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса в виде налоговых послаблений и преференций.
У соседа прослойка «среднего класса» менее многочисленна. Бытует мнение, что, именно уезжающие из Кыргызстана граждане – наиболее экономически мотивированные представители кыргызстанского общества, которые, оставшись на родине, смогли бы составить основу будущего среднего класса Кыргызской Республики.
Нынешний уровень социально-экономического и политического развития при наличии суперарбитра в лице Первого Президента Нурсултана Назарбаева и сильной президентской вертикали не оставляет возможности для повторения кыргызстанских событий в Казахстане. Однако в республике существуют свои опасности и угрозы дестабилизации ситуации, связанные с возможностью развития прозападного националистического движения и повторения межэтнических конфликтов. Они должны быть купированы в самом начале и сейчас, пока не превратились в постоянный самостоятельный фактор.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: iz.ru