Петр Своик, известный общественный и политический деятель и экономист ответил на вопросы «Эхо Казахстана» о действиях США в Казахстане и Центральной Азии и о их возможных последствиях торговой войны между Вашингтоном и Пекином.
– Э.К. Возможно ли, что Вашингтон постарается переложить тяжесть восстановления разрушенной экономики и инфраструктуры Афганистана на плечи Казахстана и Узбекистана после вывода американских войск оттуда?
– П.С. Сейчас все постсоветские республики имеют суверенитет лишь постольку поскольку есть глобальное доминирование США – Штаты и гарантируют отдельные национальные суверенитеты, хотя такой формат суверенности – это как раз гарантия отсутствия у каждого отдельного постсоветского государства возможности хоть как-то представлять и защищать свои национальные интересы на внешних рынках. От которых такие национально-суверенные государства полностью зависят. В каком-то смысле весь мир пока есть одно государство с долларовой столицей в Вашингтоне. А по ходу идущего сейчас переформатирования, уменьшается необходимость и возможность присутствия в евразийском регионе американцев. Разве что им будет выгодно способствовать возникновению очагов нестабильности с целью создания проблем для тех больших игроков, которые теперь будут отвечать за этот регион. В частности, Афганистан, по всей видимости, будет проблемой Евразийского Союза и Китая.
Да, отдельно от Казахстана или Узбекистана тоже что-то зависит, но в геополитику играют не они – ими играют. И как раз благодаря их замкнутым сами на себя суверенитетам. Способности решать свои вопросы есть у Китая, есть у России, частично есть у Европы и, разумеется, есть у США. Соответственно, ни у Казахстана, ни у Узбекистана и ни у других республик бывшего СССР полновесной способности решать свои вопросы на внешнем уровне нет, нет ни реального суверенитета, нет и ресурсов для решения внешних вопросов. У них нет ресурсов даже для собственного развития. Тот же Казахстан берет основные финансовые ресурсы с внешнего рынка, поэтому сырьевая эксплуатация дополняется еще более сильной финансовой. Поэтому просто сам этот разговор, что на Казахстан или Узбекистан могут возложить – это разговоры из прошлого. И, кстати, из вероятного и не такого будущего – в случае оформления полноценного Евразийского Союза.
– Э.К. Госдепартамент называл неоднократно Казахстан своим стратегических партнером в Центральной Азии. Есть ли основания для того, чтобы предположить о попытках Вашингтона выстроить новую ось своего влияния в регионе с опорой на Нур-Султан и Ташкент?
– П.С. Вашингтон все что в этом смысле уже давно сделал. Ведь в чем заключается смысл данного партнерства? Это не допустить реинтеграции бывших союзных республик в новый Евразийский Союз. Никаких других смыслов у этого партнерства нет. И за многие уже годы выяснилось, что весь американский бизнес в Казахстане полностью сырьевой, причем в основном на месторождениях, которые при Советском Союзе были открыты.
Да, американцы, конечно, будут тормозить процессы интеграции, эта деятельность небезуспешна. В бывших советских республиках и в Казахстане прозападные и антиинтеграционные настроения этнократических кругов достаточно сильны, поскольку сама экономика ориентирована не на партнеров внутри Евразийского Союза, а ориентирована вовне. Основные деньги – внешние, основные капиталы откладываются вовне. Поэтому объективно казахские элиты завязаны на Запад больше, чем на Россию. Тут американцы могут играть свою игру. Но сам евразийский процесс идет медленно, иногда вообще не идет, но ему альтернативы нет. В том числе и благодаря тому, что политика Трампа оставляет этот регион за Евразией, а не за американским доминированием.
– Э.К. Китай как-то будет реагировать на дипломатические методы давления Вашингтона на Нур-Султан и Ташкент?
– П.С. КНР устами своего посла уже сразу отреагировал и такая оперативная реакция показатель того, что для них этот вопрос весьма болезнен. Китай не только пуповиной связан с Америкой, Чимерика – полный аналог сиамских близнецов. Те, как известно, срослись не только кожей, но и печенкой-селезенкой и кровеносной системой. Поэтому хирургически разделить их не удалось, и когда умер один, другому тоже пришлось. И Китай с США сейчас именно вот это образование. И надо сказать, что их мозги также во многом срослись. Внутри руководства и бизнеса Китая есть серьезные проамериканские силы и ориентации. И вовсе не предопределен исход того, что сейчас именуется торговой войной. Тем более что внутри самих США накопилось огромная масса проблем. И как это все будет решаться трудно сказать.
Да, весь мир видит противостояние Китая и США. Американцы совершенно официально говорят в своей доктрине о том, что их дело противодействовать Китаю, отбрасывать Китай и так далее. Но Китай остается частью США и чем больше американцы будут стараться отрезать от себя эту сросшуюся часть, тем больше возможно они будут резать по своему собственному живому мясу.
Фото: Total.kz