Позиция Казахстана по вопросу решения проблем в Афганистане рациональна, то есть страна не ввязывается в центр событий, но в тоже время внимательно следит за ситуацией. Главной целью государства является решение проблем и последующих угроз на территории Афганской республики, ежели около своих территорий.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в одном из своих последних выступлений призвал страны СНГ не оставлять Афганистан с трудностями, которые сейчас происходят внутри страны.
C приходом к власти «Талибана»*, талибы создали временное правительство и заявили о полном контроле Афганистана и ситуации в ней. Но, скорее всего, эти заявления не имеют смысла. Абсолютного контроля не наблюдается, а все обещания талибов, которые они давали мировому сообществу после прихода к власти, на данный момент пока не выполнены.
Также из-за нарушения обещания о создании инклюзивного государства, на контакт с нынешним правительством Афганистана отказался идти президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
«Талибан» пока не может решать и социальные проблемы населения: восстановить финансовое обеспечение и работу объектов здравоохранения, обеспечить постоянные поставки продовольствия.
По прогнозам многих аналитиков, в условиях замороженных финансовых активов государства, закрытых границ с соседними странами, низкой урожайности страны и прекращения финансирований Всемирным банком, Афганистану грозит всеобщий голод.
ООН опубликовал данные, из которых становится ясно, что голод уже коснулся чуть менее половины из 38 миллионов афганцев. Существуют проблемы с недостатком мукомольной продукции (более 3 млн. тонн) и прямыми поставками продуктов, такие как крупы, сахар и т.д. На фоне продовольственного кризиса в Афганистане также наблюдается инфляция национальной валюты, вследствие чего происходит рост цен.
Главы «Талибана» еще не придумали, как выйти из такой ситуации. На данный момент талибы хотят только получить всеобщее признание и исключение из списков террористических организаций. Переговоры хоть и ведутся с другими мировыми игроками, результатов это пока не принесло.
Существуют факты, когда боевики, испытывая недостатки в обеспечении продовольствием своих формировании, под угрозой расправы забирают продукты у простых граждан, и это только усугубляет репутацию «Талибана» внутри страны и за ее пределами.
Первый заместитель Администрации президента Казахстана Даурен Абаев в программе “Открытый диалог” заявил, что вести переговоры с талибами более рационально, чем этого вовсе не делать.
Афганистан – это крупнейшая страна Центрально-Азиатского региона, и то, что там происходит, мы игнорировать не можем. Вы только вдумайтесь – 38 миллионов жителей. Это в два раза больше, чем в Казахстане. Просто представьте себе, если оттуда хлынет поток беженцев. Конечно, приход к власти движения “Талибан” – это не самый благоприятный сценарий для любого государства и в целом для мирового сообщества. Но, как оказалось, в сравнении с некоторыми другими группировками этот вариант не самый худший. Как минимум, талибы не ставят целью захватить соседние государства, – пояснил свою позицию Даурен Абаев.
Главная задача для Казахстана заключается в недопущении социально-экономического кризиса в Афганистане, так как он может послужить к окончательно расколу страны, вследствие чего можно ожидать крупнейший поток беженцев, а с этой проблемой в нынешних реалиях ни одно государство региона не справится.
Данную проблему на нынешнем этапе еще можно приостановить. Руководство РК предпринимает попытки вовлечь талибов в международные обязательства, что может обеспечить безопасность самим себе.
Как отмечал Абаев, Казахстан – не единственное государство, которые ведет переговоры с движением. По его словам, крупнейшие мировые державы и ряд стран региона также это делают. Первый заместитель Администрации президента Казахстана подчеркивал, что делается для смягчения режима правления и недопущения использования территории страны во вред другим странам.
Первостепенные аспекты последующих контактов обговорили 26 сентября 2021 года в Кабуле при очной встрече посла РК в Афганистане Алимхана Есенгельдиева и министра иностранных дел временного правительства Афганистана Амира Хана Муттаки.
МИД в то время сообщил, что при той встрече были обговорены вопросы предоставления гуманитарной помощи и восстановление торговли в обмен на гарантии со стороны талибов обеспечить предупреждение угроз с территории Афганистана.
Казахстан не стал останавливаться и уже 17 октября в Афганистан была направлена делегация во главе со специальным представителем президента по международному сотрудничеству Ержаном Казыханом.
Казахстанская сторона во время этих переговоров заявила о готовности продолжать вопросы оказания гуманитарной помощи населению Афганистана и восстановление торговых и экономических связей, но только на своих условиях.
В подтверждении своей позиции, по распоряжения президента страны Касым-Жомарта Токаева в Кабул была направлена и доставлена гуманитарная помощь в размере 5 тысяч тонн муки, а также было сделано предложение о предоставлении казахстанской вакцины от COVID-19.
Всем понятно, что Казахстан действует так с учетом необходимости обеспечения безопасности страны и региона в целом, в тоже время в РК даже не говорят о варианте признания движения.
С учетом всех налаживаемых контактов с руководством «Талибана», новая власть государства не может дать гарантию, что в Афганистане смогут эффективно обеспечить безопасность региона государственных границ.
На этот случай есть другой план. Он заключается в коллективной охране стран, которые граничат с Афганистаном.
Заместитель министра обороны РК Дарын Туяков в своих интервью не раз говорил:
Казахстан озабочен политической и военной ситуацией в Афганистане, поскольку она угрожает безопасности и стабильности всего региона. Учитывая это, Казахстан расширяет взаимодействие с региональными партнерами для пресечения потока деструктивной идеологии, наркотиков и неконтролируемой миграции. Усиливается взаимодействие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности по противодействию возможным угрозам. Проработаны практические коллективные меры, призванные обеспечить безопасность Таджикистана в случае обострения пограничной ситуации. С этой же целью через месяц вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия масштабных учений Коллективных сил ОДКБ: “Поиск-2021”, “Эшелон-2021”, “Взаимодействие-2021” и “Кобальт-2021”, все они пройдут по единому замыслу.
* – движение, запрещенное на территории Казахстана