В Штатах рассматривают возможность создания своей военной базы в одной из трех республик Центральной Азии после вывода войск из Афганистана. В Пентагоне считают, что, после того как американские военные покинут эту страну, в регионе появится новое террористическое квазигосударство, а вместе с тем и вырастет активность джихадистов. Поэтому в США сейчас обсуждаются варианты переброски войск в ЦА. Это, по мнению американцев, нужно для того чтобы вести дистанционно контроль и сдерживать исламистов.
В середине апреля The New York Times опубликовала заметку, в которой говорилось, что Пентагон и Североатлантический альянс обсуждают передислокацию военных и авиации в Узбекистан, Таджикистан или нашу страну. В Штатах заявляют, что они не допустят, чтобы Афганистан превратился в базу джихадистов, и оставят за собой возможность нанесения авиаударов по террористам.
В Пентагоне считают, что передислокация войск в ЦА возможна, так как НАТО уже почти двадцать лет сотрудничает с республиками. Таджикистан, Узбекистан и наша республика с 1997 года входят в Совет евро-атлантического партнерства, однако каждая из стран имеет свои особенности взаимодействия. В частности, Казахстан и Таджикистан являются членами ОДКБ и это может сказаться на их благонадежности, а у Узбекистана имеется негативный опыт “революционных” потрясений, произошедших в нулевых в Андижане.
У госсекретаря США Энтони Блинкена несколько дней назад состоялись телефонные разговоры с главами МИДов Казахстана – Мухтаром Тлеуберди и Узбекистана – Абдулазизом Камиловым. На следующий день, 23 апреля, состоялась виртуальная встреча Блинкена с главами внешнеполитических ведомств стран ЦА в формате C5+1. В рамках встречи госсекретарь заявил о неизменной приверженности США независимости, суверенитету и территориальной целостности этих пяти государств.
Но вернемся к планам Пентагона. Появление американской военной базы в Таджикистане, на мой взгляд, маловероятно в силу наличия российской воинской части, однако в принципе не исключено. У этой республики самая протяженная граница с Афганистаном. Она очень удобна для американцев тем, что подлет к местам нанесения авиаударов будет занимать небольшое количество времени. Но в то же время здесь над ними будет постоянно висеть угроза диверсий со стороны исламистов или воздушных ударов, совершаемых ими с помощью беспилотных летательных аппаратов. Таджикистан и Североатлантический альянс взаимодействуют над укреплением границ республики и в борьбе с незаконным наркооборотом. Тем не менее при осуществлении реформ в Вооруженных силах и в военном строительстве таджикские власти отдают предпочтение сотрудничеству с Россией.
Что касается нашей страны, то многовекторная политика, осуществляемая нашими властями, позволяет рассматривать возможность появления здесь такой базы, несмотря на наличие Байконура и российских военных полигонов. Беседуя с главой МИДа РК, госсекретарь выразил надежду на то, что отношения стран будут активно развиваться. Казахстан более шести лет является участником программы оперативной совместимости НАТО, которая объединяет свыше 25 “избранных партнеров”. В частности, свои самолеты-разведчики King Air B300ER Scorpion, оснащенные системами разведки, наблюдения и рекогносцировки, США продают не всем желающим.
На регулярной основе проходят совместные казахстанско-американские военные учения “Жардем”, “Баланс-Каяк” и “Степной орел”, правда, в 2020 году из-за пандемии их не было. Планируется, что учения “Степной орел” состоятся в июле этого года. Кстати, эти маневры проводятся в Казахстане с 2003 года, в них ежегодно участвуют свыше 1,5 тысячи военнослужащих. Помимо них, к маневрам привлекаются эксперты разных штабов Североатлантического альянса и зарубежные военные наблюдатели. Цель учений – это обучение наших военных действиям по стандартам и в составе войск альянса. Наша страна находится приблизительно в 500 км от Афганистана. Если бы Штатам разрешили здесь открыть военную базу, то ее бы прикрывали соседние республики. То есть для американцев наша страна удобная в плане безопасности, поэтому передислокация американских и натовских войск в Казахстан более вероятна, чем в Таджикистан.
Но больше всего шансов возникновения полноценной базы янки у Узбекистана, где раньше при Каримове уже размешались части Пентагона. Кстати, в начале этого месяца там побывала делегация, которой руководил замглавы управления стратегического планирования и политики Центрального командования ВС США Дюк Пирак. В рамках их визита состоялся ряд встреч, в том числе и с главой Генштаба ВС РУ Шухратом Холмухамедовым, с которым обсуждалось взаимодействие стран в военной сфере. На сегодняшний день Узбекистан активно развивает военное сотрудничество с Россией, так как оно является важнейшим фактором обеспечения безопасности в ЦА и мощи его вооруженных сил. Однако США хотят подвинуть Россию и занять ее место. Во время телефонного разговора с Камиловым Блинкен заявил, что надеется на то, что в этом году состоится первый диалог о стратегическом партнерстве.
В начале нулевых американские Военно-воздушные силы использовали авиабазу Ханабад, которая находится в двухстах км от границы с Афганистаном. На ней пребывали 1,5 тысячи военных, истребители, а также самолеты-транспортники. Но позже власти республики выдворили военнослужащих из страны после того, как было замечено, что янки участвовали в организации андижанских “революционных” событий. Тем не менее узбекские власти могут снова пустить американцев на свою территорию, если им понравится то, что им предложат американцы, а предложить они могут многое, например какие-нибудь проекты на миллиарды долларов.
В любом случае под видом «борьбы» с афганским исламским терроризмом, который американцы сами же и породили, США будут пытаться создать такую точку опоры в бывших советских среднеазиатских республиках для того, чтобы сохранить своё присутствие в регионе. Появление такой базы резко усилит общую напряженность и будет только способствовать росту исламского экстремизма, поддерживаемого западными спецслужбами. Наличие воинских частей Пентагона в Центральной Азии будет угрожать не афганским моджахедам, а России, Китаю и Ирану. Поэтому в Нур-Султане, Ташкенте и Душанбе должны осознавать все те риски, которые последуют в случае осуществления ими такого проекта по просьбе Вашингтона, так как это принесет опасность возможности ведения военных действий уже на их территорию.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: russian.rt.com