Хороший урожай на самом деле привел к ситуации «стихийного бедствия» в Павлодарской области, когда оказалось, что для вывоза зерна в соседние Узбекистан и Китай попросту нет подвижного железнодорожного состава. Об этом сообщили журналисты телеканала Astana TV.
По словам фермеров, более 21 тысячи тонн пшеницы, ячменя и подсолнуха скопилось на Калкаманском элеваторе, принадлежащего сельскому производственному кооперативу «Ертыс-Агро», в который входят свыше сорока хозяйств области. Продукция не отправляется потребителям по заранее заключенным контрактам из-за банального отсутствия необходимого количества зерновозов в АО «Казахстан Темир Жолы».
Срыв поставок зерна привел к настоящему коллапсу в регионе, когда другие производители зерна не могут отправить на сушку в элеватор свою продукцию из-за полного отсутствия свободного места. У элеватора уже скопилось множество машин с зерном, где в морозы днюют и ночуют водители, ожидающие очереди на разгрузку.
В «Казахстан Темир Жолы» поспешили переложить ответственность на коллег из Узбекистана, которые якобы нерационально используют зерновозы, простаивающие на путях. «Причина в том, что не выполняется оборот. Вагоны используются неэффективно. В Узбекистане зерновозов – 331. Из них 237 более десяти суток простаивают», – сообщил телеканалу Astana TV директор филиала АО «КТЖ-грузовые перевозки» Даулетбек Нигметов.
По информации представителей того же павлодарского филиала АО «КТЖ-грузовые перевозки», вагоны для транспортировки зерна принадлежат частным трейдерам и казахстанско-узбекской компании «Астык Транс», с которыми они и советуют фермерам заключать договора о перевозках.
«Данная неразбериха и нехватка зерновозов в действительности является результатом политики оптимизации и приватизации железнодорожной отрасли Казахстана, когда подвижной состав оказался в руках ряда частных компаний и трейдеров и зерновозы рассредоточены по всей территории республики без всякого управления и планирования», – считает эксперт Центра изучения экономического сотрудничества стран Средней Азии Улугбек Бабагулов.
Также эксперт не видит другого выхода кроме прямого вмешательства правительства в эту ситуацию, так как, по его мнению, необходимо срочное подключение властей соседнего Узбекистана, а также России, чтобы быстро подвести к региону и к другим северным областям, также испытывающим острую нехватку в зерновозах, необходимый подвижной состав. Иначе общего паралича с хранением и транспортировкой зерновых не избежать.
Фото: sott.net