Уже совсем скоро глава государства Касым-Жомарт Токаев озвучит дату проведения выборов в Мажилис. По Конституции он должен будет это сделать не позднее 24 октября. Глядя на все то, что происходит сейчас на постсоветском пространстве, возникает вопрос, ждать ли казахстанцам «сюрпризов» на предстоящих парламентских выборах?
Постсоветские страны сегодня переживают не лучшие времена: госпереворот в Кыргызстане, массовые митинги в Беларуси, военный конфликт Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе. Все эти события наталкивают на мысль о том, что выборы в Мажилис Казахстана не пройдут так гладко, как хотелось бы.
Да, выстроенная Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым система не без трудностей, но смогла пережить целую цепочку внутриэлитных расколов и не допустить цветных революций. Но дело ведь в том, что народ на улицу сам по себе не выходит – его выводят те, кто как раз не с улицы. Например, в Беларуси ключевую роль в расшатывании обстановки сыграли координаторы из Литвы и Польши. Администрация Александра Лукашенко, похоже, перестаралась с результатами президентских выборов, но разве имеют право западные страны объявлять президента?
Тот факт, что Светлана Тихановская получила в соседнем государстве президентское удостоверение – это ведь потрясающее свидетельство не только политической агрессии, но и доказательство бессилия Европы, которая не нашла других способов, кроме как высказать недовольство президентскими выборами.
Оставив Беларусь в стороне, перейдем непосредственно к Казахстану. Как я считаю, настоящую угрозу представляют неправительственные организации, финансируемые западными странами. Ни для кого не секрет, что деятельность таких НПО заключается в продвижении влияния Запада и дестабилизации ситуации в республике. Поэтому если в Казахстане начнется послевыборная заварушка, то НПО, в любом случае, направят все свои усилия на расширение ее масштаба.
Еще один важный момент, которому я бы хотел уделить внимание – это позиция действующего президента. Он является членом партии власти, но Nur Otan ему не принадлежит. Избирательная система – она как раз полностью в руках Токаева, а потому, стоит ему не просто сказать, что выборы должны быть честными, а дать понять акимам, что прежнего усердия в выведении результатов можно не проявлять – то последствия парламентских выборов могут выйти из-под контроля.
В целом длительного возмущения, как это было в Беларуси, и мгновенного изменения результатов, как в Кыргызстане, у нас не ожидается. Тем не менее, что-то посередине между этими двумя сценариями, но только отсроченное и растянутое во времени, нашу республику и ждет.
Хорошо бы, чтобы предстоящие выборы в нижнюю палату парламента прошли гладко и без «сюрпризов», но кому они нужны такие – ничего не меняющие и не решающие? Будет плохо, если начнется послевыборная заварушка, и совсем уже отвратительно, если начнут вмешиваться и подливать масло в огонь внешние силы.
Как мне кажется, самым уязвимым местом казахстанских выборов является отсутствие политических образований, которые бы активно выступали с программой Евразийской интеграции и вообще были бы юнионистами.
Хотелось бы также затронуть существующее мнение о том, что выборы в Мажилис могут пройти в режиме онлайн. Учитывая недочеты первого в Республике Казахстан масштабного онлайн-голосования на праймериз Nur Otan, можно с уверенностью сказать, что предстоящие выборы навряд ли пройдут в дистанционном формате.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: inbusiness.kz