В следующем году в Казахстане пройдут выборы в Мажилис и маслихаты. Несмотря на политическую реформу, новых политобъединений мы не увидели, соответственно участвовать в гонке будут шесть официально зарегистрированных партий. Избирательная кампания продлится до 30 ноября. За это время партии должны будут успеть провести съезды и представить списки кандидатов в депутаты.
Первой партией, которая провела внеочередной съезд, стала Коммунистическая народная партия Казахстана. На нем партия приняла решение отказаться от «идеологической составляющей» и превратилась в Народную партию. Как мне кажется, КНПК переименовали для получения голосов социального протестного электората, чтобы противостоять Общенациональной социал-демократической партии, как единственному оппозиционному политическому формированию.
Победит в любом случае Nur Otan. Правящая партия уже провела нашумевший праймериз, сформировала корпус будущих депутатов и приняла новую программу, рассчитанную до 2030 года. Вторую позицию в парламенте, скорее всего, займет Демпартия «Ак жол». Что касается аутсайдеров, «Ауыл» и «Адал» навряд ли войдут в Мажилис, так как до объявления выборов они ничем не выделялись и их деятельность была почти не заметна. Поэтому говорить о том, что они смогут войти в парламент, я бы не стал.
Особую настороженность вызывает отсутствие сильной конструктивной оппозиции, что может вызвать неконтролируемый рост социальных и политических протестных настроений. Если в Беларуси и Кыргызстане митингующие выступали против результатов выборов, то у нас протест будет направлен на то, что в гонке за депутатские места участвовали далеко не все оппозиционные силы.
Недовольство и возможные выступления также могут быть связаны с высокими процентами голосов за правящую партию. Одновременно с новым парламентом оппозиция может попытаться дискредитировать и главу государства, а вместе с тем и поставить под вопрос легитимность власти.
Не стоит забывать и о социальной базе для протестов. После введения карантинных мер в Казахстане остались не у дел около 5 миллионов внутренних мигрантов. Это жители сельской местности, выезжающие в крупные города на заработки. Они в одночасье лишились источника дохода. Пять миллионов человек – это очень много. И это взрывоопасно. Единственное, что позволяет нашему государству чувствовать себя спокойно – это отсутствие ярких уличных лидеров.
Как мы видим, выборы-2021 могут пройти не в штатном режиме. Чтобы не получить «сюрпризы» в следующем году после выборов, необходим отказ от прежнего социально-экономического курса и неолиберальных концепций развития экономики, которые плодят безработных, бедных и нищих граждан. Заигрывания с национализмом в свою очередь не дадут необходимого эффекта «выпуска пара». Соответственно, нынешний сценарий «выборов» также не обеспечит стабильность политической системы, так как многие казахстанцы не доверяют нынешним партиям и не считают их выразителями своих интересов.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: ria.ru