Вслед за выборами в Сенат Казахстан готовится к новой избирательной кампании, на этот раз в Мажилис. В социальных сетях сейчас много заводится разговоров на эту тему. И хотя победитель выборов предсказуем, давайте подумаем, кто займет второе и третье места в гонке за депутатскими мандатами.
Учитывая, что новые партии не появились и то, что выборы состоятся относительно скоро, соревноваться будут шесть «гонщиков», а именно партия Nur Otan, Коммунистическая народная партия Казахстана, Демократическая партия «Ак жол», Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» и политпартия «Бирлик».
Не секрет, что наибольшие шансы на победу имеются у Nur Otan, и большую роль в этом сыграли праймериз, которые были инструментом для привлечения сторонников и внимания электората, а также отличной рекламой в преддверии парламентских выборов.
Не могу оставить без внимания существующее в стране мнение о том, что на предстоящих выборах может повториться вариант, когда уставший электорат решит проголосовать против провластных партий и отдаст голоса оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии. Политологи назвали такой поворот событий проектом «Косанов-2» по фамилии кандидата в президенты Амиржана Косанова, который неожиданно для всех занял второе место на президентских выборах Казахстана в 2019 году.
Лидер ОСДП Асхат Рахимжанов пригласил всех критически настроенных по отношению к власти кандидатов войти в их партийный список. По большому счету это, конечно, будет не осознанное голосование, а политическая технология. Что-то похожее предлагал гражданам России Алексей Навальный, назвав это «умным голосованием».
Однако, как мне кажется, «умное голосование» с ОСДП маловероятно в условиях казахстанской политической системы. Всплеск протестной активности следует ожидать значительно позже даты голосования и он будет связан скорее с социально- экономическими проблемами нежели с тем, какая из партий получит больше всего голосов.
Еще одна интересная деталь. На минувшей неделе глава Минздрава Алексей Цой заявил, что в декабре-январе в нашей республике могут ввести жесткий карантинный режим. Поэтому министр не исключает, что выборы в нижнюю палату парламента могут пройти в дистанционном формате.
Такая новость не порадовала сторонников политического движения HAQ и они запустили петицию против выборов в режиме онлайн. Лидер этого движения Тогжан Кожалиева говорила, что дистанционная форма ставит под угрозу прозрачность проведения парламентских выборов, аргументировав это тем, что онлайн-голосование может создать возможности для различных фальсификаций.
Я же считаю, что казахстанцам не стоит ждать дистанционного формата выборов в Мажилис. Все мы помним недостатки первого масштабного онлайн-голосования на праймериз Nur Otan и то, как разработанная для этого информсистема дала сбой в первый же день голосования, не выдержав большого количества пользователей. Система онлайн-голосования еще не прижилась в Казахстане и навряд ли будет востребована на парламентских выборах, так как сразу станет объектом критики со стороны оппозиции.
Если выборы состоятся в предусмотренные законом сроки, то официальное объявление прозвучит в ближайшее время. Вероятность каких-либо сенсаций минимальна. Скорее всего, в нижнюю палату парламента пройдут те же самые партии, которые представлены в ней сейчас. Может быть, незначительно поменяется соотношение депутатов от них, но на общую картину это влияния не окажет.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: 24.kz