До того, как в Казахстане пройдут выборы в Мажилис и маслихаты, осталось чуть больше 50 дней. Не удивительно, что в республике уже наблюдается активизация избирательного процесса: партии проводят внеочередные съезды, определяются с кандидатами и озвучивают предвыборные программы. Все идет в штатном режиме, как по заранее спланированному сценарию. Похоже, что каких-то серьезных «сюрпризов» не предвидится.
Итак, к выборам Казахстан подходит с той же «партийной колодой». В них примут участие шесть официально зарегистрированных партий. Из нынешнего списка политформирований вызывает интерес лишь ребрендинг партии «Бирлик», которая теперь носит название «Адал». За ней, как и за Демпартией «Ак жол», стоят представители крупного бизнеса из национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и сам Тимур Кулибаев, являющийся миллиардером и зятем Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Зачем бизнесменам вкладывать средства в политобъединения? Для получения прибыли, конечно же. Партии, которым удастся пройти в парламент, не только возвратят потраченные ресурсы, но и получат дополнительные. Уже совсем скоро Центральная избирательная комиссия должна будет открыть временные счета для избирательных фондов партий. В соответствии с законодательством такой фонд может формироваться только из собственных средств и добровольных пожертвований. В первом случае эта сумма не должна быть больше минимального размера заработной платы в 5 тысяч раз, а во втором – в 10 тысяч раз. Величина МЗП у нас составляет 42,5 тысячи тенге. Если взять по максимуму, выйдет 637,5 миллиона тенге, что вполне «отобьется» даже в том случае, если партия войдет в Мажилис с наименьшим процентом голосов. К примеру, «Ак жол» и КНПК, которая теперь Народная партия, только в этом году получили из республиканского бюджета 700 миллионов тенге. Это еще не считая того, что вернутся избирательные взносы. Их общая сумма будет варьироваться, исходя из размера партийного списка. Все это напоминает инвестиции: вкладываешь деньги, чтобы получить больший доход.
Что касается переименования КНПК в Народную партию, которое вызвало неодобрение части членов, мне кажется, что это может привести к тому, что партия вообще не пройдет и будет заменена в Мажилисе другими игроками. С другой стороны, политформирование заранее меняет вывеску к моменту принятия закона «О голодоморе», списанного с украинского, так как следующим шагом может стать запрет коммунистической идеологии в стране.
Есть еще Общенациональная социал-демократическая партия. Она сейчас может стать пристанищем различных несистемных оппозиционных активистов, которые вереницей потянулись в данное политобъединение в надежде запрыгнуть в вагон уходящего поезда. Однако есть одно «но». Прохождение ОСДП в Мажилис по-прежнему находится под большим вопросом.
Активизация избирательного процесса связана сейчас с приближением даты выборов и сроков регистрации, а также с проведением партийных съездов. В то же время каких-то серьезных «сюрпризов», как я уже сказал, не предвидится. Определенный ажиотаж связан с предстоящим съездом партии Nur Otan, запланированным на 25 ноября. На нем будет сформирован партийный список, в который возможно войдет бывший спикер Сената и дочь Первого Президента Дарига Назарбаева. Это будет означать ее возвращение в большую политику и ближайшее возвышение до уровня спикера Мажилиса или главы партийной фракции.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: informburo.kz