Китай отказался от импорта сжиженного газа из США. Чем эти меры грозят Вашингтону? Какую пользу может извлечь Россия? Знает колумнист РИА Новости Дмитрий Лекух – 365info.kz.
Критические потери
В течение 2017 года американские производители СПГ в среднем ежемесячно «стригли» с китайских рынков порядка миллиарда долларов. И это было для китайцев во многом политическим выбором. А учитывая планомерное снижение угольных мощностей и рост газовых потребностей КНР, в настоящее время (и это уже не прогноз, а реальность)
США теряют доступ к самому перспективному рынку Юго-Восточной Азии
Доподлинно известно, что не позже ноября 2018 Китай станет безусловным лидером среди импортеров газа, потеснив с этой позиции соседнюю Японию.
Большинство как китайских, так и международных экспертов уверены, что уже к концу следующего десятилетия потребление газа КНР как минимум удвоится и приблизится к абсолютно космической цифре в полтриллиона кубометров в год.
И в общем, места на этом рынке хватило бы всем, даже американским сланцам. Если, разумеется, «политическая крыша» этих самых сланцев будет себя прилично вести.
России в этой ситуации интересна более краткосрочная историко-экономическая перспектива. Так, уже в 2019 американцы планируют ввод мощностей по производству СПГ, увеличивающий импорт приблизительно до 100 млрд кубометров в год.
Но с учетом вынужденного «политического» ухода американского СПГ с рынка КНР эти потенциальные продажи придется где-нибудь замещать
Козырь России
Для американских энергетических структур в данном случае перепроизводство — очень плохие новости. Особенно если учитывать параллельно входящие мощности российского Ямала, рядом с которыми американские сланцы не очень конкурентоспособны именно на азиатских рынках: тут и свойства самого газа, и преимущества сжижения при низких арктических температурах, и особенности логистики, и вообще много чего.
Сахалинский и охотоморский российский газ также пользуется, мягко говоря, повышенным покупательским спросом.
Здесь американцы для России технически не конкуренты
Более того, частично и сами готовы (это уже доказано практикой) закупать российский СПГ. Не сильно конкурентоспособен американский СПГ и по сравнению с традиционными для рынков Юго-Восточной Азии поставщиками из Катара и других государств Залива.
Поэтому сейчас обсуждается целесообразность строительства гигантского завода СПГ в Луизиане мощностью 8 млн тонн в год. Но чтобы не нарушать стратегические планы (американцы собираются в течение следующих пяти лет обеспечить увеличение предложения на рынке сжиженного природного газа примерно на 75% его роста), этим танкерам куда-то все равно надо будет идти.
Поле битвы — Европа
Самой подходящей жертвой американской сланцевой экспансии выглядят именно европейские рынки. И никакое строительство «северных» и «турецких» потоков не сможет им в этом помешать.
Нет, то, что обе ветки Nord Stream, как и «путинско-эрдогановского» «Турецкого потока», будут построены, сомнений ни у кого нет, в том числе и у американцев. Но это вовсе не значит, что вся Европа будет сидеть на потреблении именно дешевого и качественного российского трубопроводного газа.
В конце концов, ресурсная база у России хоть и огромна, но все-таки не безгранична
У русских есть еще как минимум два газовых коридора в Китай, есть геополитически важный «корейский маршрут» и честолюбивые планы по контролю не менее четверти мировых рынков СПГ.
Поэтому Россия уже задумывается о необходимости дальнейшей «газопроводной экспансии» в направлении ЕС
Уже сейчас в различных международных энергетических кругах довольно активно обсуждается негласный консенсус по фиксации импорта российского газа в Европу на уровне объемов Nord Stream и Nord Stream 2, плюс «турецкие коридоры» и «советские» маршруты.
Причем с их возможным снижением: благо для этого и делать ничего особо не надо, достаточно не сильно мешать той же Украине угрохать свою собственную ГТС.
С учетом падения европейской добычи этого будет вполне достаточно для того, чтобы на европейские рынки прополз и американский СПГ. И такой расклад на европейских направлениях будет более или менее компромиссно устраивать всех относительно значимых игроков среди поставщиков.
А что касается потребителей, кто не спрятался и передал право принятия решений иным «центрам силы», тот сам виноват.