Экономика Иордании базируется на сферах услуг, туризме, фармацевтике, легкой промышленности и экспорте калийных и фосфатных удобрений, отмечает экономист Руслан Султанов.
Эксперт подчеркивает, что ВВП страны оценивается примерно в 50-55 миллиардов долларов, при этом ресурсная база ограничена, так как нефти и газа практически нет. В связи с этим главную роль играют трансферты диаспоры и внешняя помощь.
Особое место занимает фармацевтическая отрасль, указывает Султанов. Так, объем экспорта Иордании достигает 500-600 миллионов долларов в год. Данный экспортный объем почти в десять раз превышает аналогичный показатель Казахстана, составляющий 50-60 миллионов долларов.
Как отмечает экономист, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, общий товарооборот между Иорданией и Казахстаном составляет всего 1,3-6,5 миллиона долларов в год.
При этом основу казахстанского экспорта составляют самолеты из Шымкента. Кроме того, видны первые поставки баранины и меда. В то же время импорт из Иордании представлен в основном одеждой и удобрениями.
Руслан Султанов обращает внимание на тот факт, что в 2019 году товарооборот между двумя странами достигал 38 миллионов долларов. Такого результата тогда удалось достичь за счет разовой поставки казахстанской нефти в Иорданию на 37,3 миллиона долларов, указывает эксперт.
К слову, небольшой уровень взаимной торговли вызван логистическими ограничениями, уточняет эксперт. Между странами отсутствует прямая транспортная связь, а маршруты через Каспий и Турцию увеличивают себестоимость, тем самым снижая конкурентоспособность.
Вместе с тем структура экономик Иордании и Казахстана не всегда комплементарна. По словам Султанова, Казахстан ориентирован на сырьевые товары, тогда как Иордания нацелена на фармацевтику и удобрения.
Эксперт убежден в том, что Казахстан может быть интересен Иордании как поставщик зерновых, масличных культур, мяса и другой продукции агропромышленного комплекса. Иордания, в свою очередь, обладает сильными позициями в фармацевтике, и ее продукция может занять нишу на рынке Казахстана.
Экономист также отмечает, что в начале текущего года иорданский инвестор заявил о вложении 85 миллионов долларов в проект по птицеводству в Республике Казахстан. Кроме того, в ходе предыдущих встреч глав двух государств прозвучала готовность развивать взаимодействие в атомной отрасли.
Руслан Султанов подчеркивает, что при текущем уровне торговли потенциал расширения сотрудничества между Казахстаном и Иорданией значителен, особенно в АПК, фармацевтике и высокотехнологичных отраслях.