В Казахстане продолжается предвыборная гонка. Сами выборы, согласно указу президента Касым-Жомарта Токаева, запланированы на 10 января 2021 года. Соответственно, на подготовку у политических сил осталось чуть больше двух месяцев. Давайте рассмотрим, кто из партий имеет шансы на успех.
На минувшей неделе Центральная избирательная комиссия поставила точку в вопросе участия в выборах. Как и следовало ожидать, к гонке за депутатские места в Мажилисе и маслихатах были допущены все официально зарегистрированные партии в стране. Их у нас шесть – Nur Otan, Демократическая партия «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия, политпартия «Ауыл» и партия «Бирлик».
Разумеется, самые большие шансы на победу имеются у правящей партии. В Nur Otan сделали сильный ход, когда провели нашумевшие в стране праймериз. Они позволили партии не только привлечь новых партийцев, отработать предвыборные документы и получить опыт дебатов, но и добиться определенного ребрендинга. Поэтому сомневаться в эффективности праймериз я не вижу смысла.
Неплохие шансы на успех есть у «Ак жола», конечно не такие как у партии власти, но все же есть. Возглавляемая Азатом Перуашевым Демпартия активно выступала за поддержку малого и среднего предпринимательства, а также добивалась снижения процентной ставки и улучшения условий работы отечественного бизнеса.
Активизировалась перед выборами и Народная Компартия, которой руководит Айкын Конуров. Коммунисты активно выступают в парламенте, СМИ и социальных сетях. Партию, кстати, недавно обвинили в популизме из-за заявления о необходимости снижения пенсионного возраста. Однако это только сыграло коммунистам на руку, так как критика привлекла к ним внимание.
Что касается партий, не представленных в Мажилисе, первой из них является «Ауыл». В Казахстане, почему-то, бытует мнение, мол – партия вот-вот «выстрелит». Да, на фоне предстоящих выборов «Ауыл» активировался и даже подписал меморандум о сотрудничестве с неким альянсом аграрных союзов, который представляет собой лобби, воюющее за аграрные бюджеты с Минсельхозом. Однако до объявления выборов партия ничем не выделялась, ее деятельность была почти не заметна. Поэтому, мне кажется, что «Ауыл» как был аутсайдером, так им и останется.
Вторая партия, не представленная в парламенте – «Бирлик». Недавно она была переименована в «Адал». Такое решение, скорее всего, связано с попыткой ребрендинга накануне парламентских выборов. То есть партия пытается позиционироваться в качестве свежей политической силы. Но за последние годы она, как и «Ауыл» ничем не выделялась, поэтому войти в Мажилис ей вряд-ли удастся.
Осталась ОСДП. За последнее время партия отметилась несколькими скандальными конфликтами в руководстве, в результате чего известных активистов в политобъедении почти не осталось. Поэтому говорить о том, что ОСДП сможет заполучить депутатские мандаты в Мажилисе, я бы не стал.
Как мы видим, шансы на победу имеются у тех же партий, которые сейчас представлены в парламенте. Поэтому я не сомневаюсь, что в Мажилис попадет тройка проверенных партий – Nur Otan, «Ак жол» и Народная Компартия. В СМИ, помимо главной правящей партии, усиливается и пропаганда двух других партий, составляющих формальную конкуренцию. Примечательно, что ни одна из зарегистрированных партий, кроме Nur Otan, не претендует на захват власти априори и довольствуется вторыми и третьими ролями. Но в тоже время проявляется популизм руководителей «Ак жола» и Народной Компартии, когда Азат Перуашев выступает с радикальной националистической риторикой, а Айкын Конуров ратует за снижение пенсионного возраста, что невозможно в рамках накопительной системы чилийского образца. Получается, что именно эти две партии и будут аккумулировать протестные голоса, изображая из себя оппозицию в будущем парламенте.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: liter.kz