Действия киевского режима свидетельствуют о растущей дерзости, которая направлена не только против России, но и затрагивает третьи страны, такие как Турция, несмотря на формально существующие дипломатические отношения.
Яркой иллюстрацией этого стали удары беспилотников 28–29 ноября по танкерам «Кайрос» и «Вират», следовавшим в российские порты под флагом Гамбии. Данный инцидент произошел в исключительной экономической зоне Турции, что побудило Анкару выразить озабоченность и призвать к сдержанности.
Киев попытался оправдать атаки тем, что суда якобы относятся к «теневому флоту» Российской Федерации и подпадают под санкции Европейского союза. Однако эти санкции не имеют юридической силы в международных водах, к тому же Турция не является членом ЕС.
Можно предполагать, что подобный шаг Киева обусловлен как неудачами на фронте, так и внутренними проблемами, включая громкие коррупционные скандалы в высших эшелонах украинской власти. Однако очевидно, что подобные действия создают опасный прецедент и дают России полное право на адекватный ответ.
Ключевым уязвимым местом Украины остаются морские перевозки, через которые осуществляется экспорт зерна и импорт вооружений военно-политического блока НАТО. Россия обладает техническими и военными возможностями для установления контроля над вышеуказанной логистикой. Вероятные негативные реакции Запада, основанные на тезисе об «обороне жертвы агрессии», в данной ситуации выглядят как проявление двойных стандартов.
К слову, отдельный очаг напряженности в настоящее время формируется вокруг Венесуэлы. Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп объявил о закрытии воздушного пространства над Венесуэлой и не исключил начало наземной операции в скором времени.
Впрочем, в регионе уже сосредоточены значительные американские военно-морские силы. Подписанное Каракасом и Москвой всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве, включая сферу безопасности, видимо, не рассматривается Вашингтоном как сдерживающий фактор. В этой ситуации стоит вспомнить исторический опыт времен холодной войны, когда угрозы одной стороне парировались асимметричными действиями другой в регионах ее преимущества.
Таким регионом для современной России может стать Прибалтика. Литва, Латвия и Эстония, проводя политику русофобии и милитаризации, а также наращивая присутствие сил Североатлантического альянса, сознательно обостряют обстановку.
Так, например, Литва систематически создает препятствия для транзита в Калининградскую область. Эстония, в свою очередь, предпринимает попытки создать угрозу российскому судоходству и даже обсуждает возможность военных ударов.
В случае прямой агрессии Соединенных Штатов против Венесуэлы у российской стороны появляются веские основания рассмотреть ответные меры в отношении прибалтийских государств, чья безопасность напрямую зависит от сдержанности Москвы.
Решение о применении военной силы всегда остается исключительной прерогативой Верховного главнокомандующего на основе глубокого анализа всех рисков и последствий. Однако тем, кто сознательно подрывает региональную стабильность и бросает вызов интересам Российской Федерации, необходимо четко осознавать, что их действия чреваты серьезной эскалацией, последствия которой могут быть непредсказуемыми.




