Велотрек в Казахстане постепенно выходит на новый качественный уровень Позади тренировки на “штукатурке” и паркете с занозами. Позади остались и риски вылететь с трека во время соревнований из-за переломленной рамы велосипеда. Подробности в новом выпуске рубрики Vesti.kz “Олимпийской палитры“.
На сегодня главная тенденция этого вида спорта в стране такова: уровень не только перестал падать, но и появились реальные олимпийские амбиции.
Тем, кто начал медальную главу истории казахстанского велотрека, является Владимир Жарков. Еще в далекий 1961 год ему удалось завоевать золотую медаль на чемпионате СССР. Успех получился приторным, со привкусом лучшего шоколада. На тот момент в стране не было собственного трека, где спортсмены могли практиковать свои навыки, качественно вести подготовку.
Собственного велодрома не было достаточно длительное время. Тем не менее, казахстанским гонщикам удавалось бороться за высокие места на союзном уровне. На это влияла массовость. Так, сказать, был расцвет данного вида спорта. Трек же на территории Казахстана появился только ближе к 1980 году.
Кстати, золотым курсивом стоит подчеркнуть тот факт, что первым советским гонщиком, завоевавшим в индивидуальной гонке преследования титул чемпиона мира, стал алматинец. Николай Макаров в 1979 году также отметился “серебром” в командных соревнованиях.
Построен велотрек был в Алматы. Но вывести его на международный уровень так и не получилось. Как вспоминает в одном из давних интервью Вадим Кравченко (на тот главный тренер сборной Казахстана по велотреку), со временем трек стал напоминать штукатурку. Изначально его воздвигли из дерева. Однако ошибки в конструкции привели к тому, что “круг” превратился в труху, утратив способность принимать старты и тренироваться.
Следующим решением было сделать “круг” бетонным. Но и эта идея провалилась: в процессе заливки были снова допущены ошибки. Впоследствии и появился эффект штукатурки, а вместе с ним и травмы.
После 2010 года команда все еще ездила на устаревших велосипедах. Все тот же Кравченко вспоминает: “Едешь и не знаешь: вдруг, вилка отломится”. Однако все равно на этот вид спорта был спрос. Да, кривая развития в иные моменты шла вниз. Однако с 2012 года наблюдается уже явный подъем.
Во многом повлияло воздвижение трека “Сары-Арка” в Астане. Это уже современный уровень и то, чего не хватало длительное время.
В свое время флагманами казахстанского велотрека были упомянутый выше Кравченко, Марат Сатыбалдиев, Сергей Лавриненко, Берик Купешов, Владимир Бушанский, Анатолий Степаненко и другие.
Сейчас воспитываются новые герои. После некоторого простоя вновь можно говорить о мировых амбициях. Артем Захаров спустя 12 лет стал казахстанским представителем велотрека на Олимпиаде (темповые гонки). В Рио спортсмен вошел в десятку лучшим в омниуме, тем самым подтвердив возрождение этого вида спорта в стране.
Сейчас прошел курс реанимации и спринт. Трудно посчитать, когда в последний раз казахстанские трековики выходили на мировой уровень в этом виде велотрека. Но затишье позади. Сейчас собралась сильная команда, ведомая Павлом Воржевым.
Vesti.kz пообщались с главным тренером по спринту россиянином Валентином Савицким. Специалист рассказал о текущем уровне команды спринтеров, ее преимуществах и недостатках. Также сравнил развитие велотрека в Казахстане и России и оценил возможность попадания на Олимпиаду.
– Расскажите о результатах нынешнего сезона. Довольны?
– Сезон в самом разгаре. На горячий период основных ключевых международных соревнований проходит обычно в период осень-зима-весна. И в начале весны, как правило, проходит чемпионат мира. Поэтому если судить в рамках этих стартов, то делать какие-то выводы еще рано.
А если с точки зрения календарного года, то у нас были достаточно приятные моменты в этом году. В начале года выступили на чемпионате Азии. Хоть у нас там не было медалей, но я был очень доволен. Там были показаны высокие результаты, временные отсечки были очень многообещающие.
Главным стартом этого года должны были стать Азиатские игры, которые мы, как я считаю, провалили. Провалили, конечно, по объективной причине. Ключевой наш спортсмен был серьезно травмирован и приехал на соревнования совершенно физически не готовый. Поэтому самое ближнее место, которого удалось там достичь – шестое. Этот результат неудовлетворительный. Наши амбиции, конечно, гораздо выше и, как минимум, находятся в медальной плоскости.
Ну, а с точки зрения начала международного сезона – он только начался. Мы выступили на одном из этапов Кубков мира. Выступили достаточно успешно, я считаю. Это наивысший мировой уровень, то есть более элитарного класса спортсменов и быть не может. Наша команда существует всего полтора года, спустя полтора года они впервые окунулись в этот уровень, в том числе, Павел Воржев, наш основной спортсмен.
Он начал восстанавливаться после полученной травмы. У него до сих пор продолжают присутствовать боли в плече, оно его беспокоит. Но на этом Кубке мира для него все сложилось достаточно удачно. Он легко мог быть в основном финале, но некоторые тактические ошибки не позволили ему этого сделать, а в малом финале за 7-12 места он одержал уверенную победу над немалым количеством очень титулованных спортсменов – чемпионов мира, призеров Олимпийских игр и действующих призеров чемпионата мира именно в этом виде.
Отмечу, что мировой уровень очень высок и присутствует колоссальная плотность результатов. В трех десятых долях секунд, что стоит подчеркнуть, находится порядка тридцати гонщиков. И на примере Воржева – он занял седьмое место в кейрине на этапе Кубка мира, а на следующий день не смог пройти квалификацию в гонке спринт. Поэтому, чтобы конкурировать на этом уровне, естественно нужно обладать невероятной психологической устойчивостью, очень высоким опытом и тактическим мастерством.
Про физическую форму вообще молчу – это само собой разумеющееся. И, как я уже сказал, заняв 30-е место в квалификации можно попасть потом в топ-5 в итоге в этом виде программы. Потому что результаты очень плотные.
– Как будете завоевывать лицензии на Олимпиаду?
– Это первый сезон для набора очков на Олимпиаду. Следующий придется на период осень-зима 2019-2020. За это время пройдет 12 этапов Кубков мира, два чемпионата континента, в нашем случае – это чемпионаты Азии, а также два чемпионата мира. Этот набор гонок будет ключевым для отбора на Олимпиаду. Так как мы страна только входящая или, как некоторые международные наши коллеги говорят, “врывающаяся” в международный уровень спринта, то для нас эта задача архисложная, но она достаточно реальная.
Если соблюдать максимальный фокус, максимальную веру в результат и придерживаться того направления, в котором мы сейчас находимся, то эта задача вполне по силам. Для этого нам кропотливо надо будет от старта к старту собирать очки и смотреть на очковый баланс в течение двух лет. В конце апреля 2020 года уже будет понимание, как мы выглядим в олимпийском рейтинге.
– В каких видах есть шансы отобраться?
– Наиболее вероятным я ставлю виды индивидуальные виды. Для кого-то может показаться, что это более сложная задача, но на самом деле эта задача для нас несколько более реальная, чем командный спринт. Дело в том, что в командном спринте отбираются восемь команд со всего мира. В эти восемь команд должны будут войти все пять континентов. Это очень маленький пул для отбора.
Из нашей небольшой сборной достаточно сложно сейчас слепить состав для командного спринта. Гонщики есть, но все они разнокалиберные, с разным уровнем физической подготовки. Так что целостную команду достаточно сложно собрать. Поэтому я в первую очередь ориентируюсь на индивидуальные виды. В случае получения путевки одной квоты в индивидуальном виде, у нас будет автоматически и вторая квота во втором индивидуальном виде. Если иметь одну квоту в кейрине или спринте, то еще один человек сможет выступать в другом виде программы. Прицел примерно такой.
Командный спринт, конечно же, культивировать мы тоже будем. И состав у нас был. Однако в начале года нас покинул один из неплохих гонщиков по семейным обстоятельствам. Он был достаточно ценен у нас в команде. В его отсутствие будем пытаться собрать новый боеспособный состав, как минимум, для уровня азиатского континента, а затем уже для более высокого мирового уровня.
– Кто, на ваш тренерский взгляд, наиболее вероятный кандидат на участие в Олимпиаде?
– Я бы не стал кого-то обнадеживать, говорить о каких-то наиболее вероятных кандидатах. Есть трое-четверо гонщиков, которые могут оказаться достойными в день Х. Первый это, естественно, Павел Воржев, потому что он уже доказывает своей физической формой и своими результатами, что он номер один в индивидуальных видах.
Далее, моя субъективная оценка – это два достаточно равных на сегодня гонщика Сергей Пономарев и Андрей Чугай для индивидуальных видов. Остальные пока могут в первую очередь пробовать свои силы в командном спринте. В индивидуальных видах у них есть некоторые сложности, тактические проблемы. Но никто, конечно же, не запрещает им конкурировать и отбираться. Принцип здоровой спортивной конкуренции я культивирую среди гонщиков ежедневно.
– Какие сильные и слабые стороны у наших спринтеров?
– Первой сильной стороной я бы назвал мотивированность. Так как команда очень молодая, парни достаточно амбициозны. Спринтера вообще по своей природе очень амбициозны.
А слабые стороны… Основной недостаток нашей команды является следствием того, что сборная очень молода. И это отсутствие опыта. Когда я наблюдаю за своими спортсменами на крупных международных турнирах, они выглядят в моих глазах, как дети. На прошедшем Кубке мира я заметил в их глазах некоторое изумление, с которым они наблюдали за сильнейшими гонщиками планеты. Для кого-то это идолы, кумиры, образцы для подражания. И они их увидели воочию.
С одной стороны, это большой плюс, это будет их мотивировать тянуться к этому уровню. С другой стороны – это их слабая сторона, потому что это не то, на чем нужно концентрироваться спортсмену. На соревнованиях не должно быть авторитетов абсолютно, нужно приезжать и сражаться, не замечать соперников. Олимпийский чемпион, не олимпийский чемпион – в любом случае нужно давать достойный бой.
Пока нужно определенное время, чтобы работать над слабыми сторонами. Как только это все испарится, появится максимальный профессионализм и начнет прорисовываться заметный результат.
– Вы тренируете сборную последние два года. Успели ли вы привыкнуть к жизни в Казахстане. Какие отличия есть в подходе к развитию велоспорта в России и в Казахстане?
– Привыкнуть я успел уже давно. Мне свойственна адаптивность. Поэтому я чувствую себя достаточно комфортно. Неоднократно слышал в свой адрес, что я веду себя как казах или понимаю казахский менталитет (смеется).
Я считаю, самый главный плюс в Казахстане, который сейчас реализовывается, и это большое счастье, что он реализовывается, – это централизация подготовки. Сборная находится под началом и руководством одного человека, который может регулировать, смотреть на процесс со стороны и нести ответственность за принимаемые решения. Это ключевой момент, который должен быть для нашего вида спорта.
Если взять меня – я отвечаю за всю сборную команду. У меня под крылом находятся все основные ключевые спортсмены. Соответственно я могу сделать максимально эффективную подготовку. У меня не возникнет вопросов о том, что кто-то скатался или не скатался, группа к друг другу не привыкла и не чувствует друг друга. У меня этих проблем не может возникнуть.
Это подход, которого придерживаются самые элитарные сборные мира. И этого курса необходимо придерживаться. Это будет носить максимально эффективный характер подготовки.
Что касается России, то там централизованная подготовка организована внутри клубов, регионов. То есть гонщики тренируются по разным локальным очагам с разными тренерами, с разным подходом. С одной стороны это обеспечивает высокую внутреннюю конкуренцию на чемпионатах страны, но, как показывает практика, не приводит к появлению новых ярких лиц на международном уровне от России. Это главное отличие между подходом к развитию спринта на велотреке в Казахстане и в России.