Сейчас в правительстве заявляют о том, что планируется пересмотреть 11 законов, в которые будут внесены поправки с целью создания благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов. Как сообщил вице-министр информации и общественного развития Казахстана Данияр Есин речь идет «о законах, касающихся деятельности политических партий, профсоюзов, средств массовой информации, свободных и справедливых выборов, местного самоуправления, реализации прав граждан на свободу объединений и мирных собраний».
Руководитель профсоюза «Справедливость» Ольга Рубахова ответила на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав предлагаемые поправки в закон «О профсоюзах» и саму возможность декриминализации профсоюзной деятельности в Казахстане.
– Э.К. Ольга Васильевна, Вы и Лариса Харькова внесли еще год назад свои предложения и поправки в этот закон. Каковы они, если вкратце?
– О.Р. Самым большим камнем преткновения был вопрос регистрации. В частности, согласно статьи 10 мы должны после первичной регистрации подтвердить в течение шести месяцев свой статус. То есть, нам навязывают определенные сроки, а также говорят, что мы должны подтвердить в более чем половине областей.
Мы предлагали это исключить, так как каждая профсоюзная организация должна сама определить, когда и в какие сроки она сможет подтвердить свой республиканский статус. Неисполнение этих жестких требований сейчас влечет за собой немедленную ликвидацию профсоюза. Причем, если раньше это могли сделать через суд по иску Минюста, то теперь эту возможность предоставили и местным исполнительным органам власти. В частности, именно по требованию Мангистауского областного акимата закрыли через суд наши первичные организации. Мы требуем, безусловно, это убрать.
Также от нашего профсоюза было предложено пересмотреть статью 11 о республиканских организациях, где говорилось о социальном партнерстве и, в частности, исключить положение о представителях работников. Дело в том, что работодатель подчас назначает руководить профсоюзами или выдвигает в качестве таких «представителей работников» сотрудников администрации. То есть, мы говорим, что представители высшего управленческого звена не могут быть председателями профсоюзов и тем более представлять весь коллектив.
– Э.К. А таких много случаев, по вашему мнению?
– О.Р. Это сплошь и рядом, когда начальник отдела или цеха одновременно возглавляет формально на предприятии и профсоюз. Подобное практикуется и на высшем уровне, так как из официальных профсоюзов, входящих в состав Федерации Профсоюзов Казахстана (ФПК) сделали своеобразное «министерство по делам профсоюзов». В частности, возглавляют сейчас эту федерацию уже третий срок подряд бывшие чиновники из числа акимов областей и работников центрального государственного аппарата, которые препятствовали на местах и в столице регистрации наших профсоюзов. Теперь же за какие-то заслуги перед отечеством назначили руководить ФПК бывшего акима Мангистауской области, душившего независимые объединения рабочих.
Согласно Конвенции 87 МОТ и статьи 5 Конституции не должны быть определены тяжелые процедуры для регистрации профсоюзов. Кроме этого, есть четкое утверждение, что государство не имеет права вмешиваться в дела профсоюзов, как и профсоюзы в дела государства. Но, как видим, Конституция у нас не работает и власти встраивают барьеры для создания профсоюзов или делают все, чтобы ликвидировать через суды неугодные объединения.
Теперь по этому закону лишь та организация, которая охватывает большинство работников той или иной отрасли и представлена в большинстве регионов может быть социальным партнером правительства и вести с ним переговоры на республиканском уровне. Согласно международным нормам национальная организация есть полноправный представитель своих членов и как он будет представлен в отрасли и в регионах не указывается и не регламентируется. Мы считаем, и нас в этом поддерживает МОТ, что профсоюз на основании своего устава должен сам регулировать внутреннее устройство и структуру. Должна быть свобода работы и организации.
Мы также хотели исключить те статьи и положения, которые ухудшают положение профсоюзов. В частности, речь идет и о статье 14, где локальный профсоюз обязательно входит в отраслевое объединение в качестве членской организации. Тут должна быть предоставлена свобода локальным объединениям самими решать входить в состав тех или иных отраслевых организаций или нет.
– Э.К. Как так получилось, что год назад вы эти предложения и поправки вносили, а в итоге их не рассматривают? Вас также не включили в состав экспертов, куда попали другие лица?
– О.Р. Я сама удивлена. У нас сейчас существует Федерация Профсоюзов Казахстана, Конфедерация Труда Казахстана Мурата Машкенова и содружество профсоюзов «Аманат» Андрея Пригоря. Мурат Машкенов также вынес в правительство квалифицированные предложения и поправки в закон «О профсоюзах», но почему-то при обсуждении с представителями ООН выбран в качестве эксперта по профсоюзному законодательству именно Андрей Пригорь.
Мы считаем, что он подобран определенными лицами взамен нашей Конфедерации Независимых Профсоюзов Казахстана, ликвидированной судом два года назад. Да и его содружество профсоюзов «Аманат» зарегистрировано странным образом с участием нашего отраслевого объединения образовательных и научных учреждений. И самое главное, что он на всех площадках заявлял о том, что это очень хороший закон «О профсоюзах», с ним можно работать. Поэтому его и поставили «экспертом», чтобы он поддерживал основные положения данного закона и не были подняты вопросы об их исключении.
Теперь не факт, что наши предложения и поправки вообще будут обсуждаться, тем более, что с момента первого заседания круглого стола прошло больше года. Дело в том, что эти разговоры об изменении законодательства нужны властям в качестве имитации для затягивания процесса. Ведь представители МОТ и Международной Конфедерации Профсоюзов еще до его принятия четко указали правительству, что закон «О профсоюзах» нарушает Конвенцию № 87 МОТ. Также я думаю, что закон не изменится существенно или принятие поправок будет так затянуто, чтобы не дать нашей конфедерации и другим ликвидированным профсоюзам восстановиться через суд.
– Э.К. В итоге можно сделать вывод, что требования и конвенции МОТ у нас не работают?
– О.Р. Получается, что так. Ведь лояльные организации регистрируются, наши, наоборот, ликвидируются как на республиканском уровне, так и в регионах.
Фото: kapital.kz