Недавно суд города Нур-Султана, имеющий права так называемого инвестиционного суда, принял решение в пользу компании «АрселорМиттал Темиртау», которая подала иск на государственные органы Карагандинской области. Местные чиновники опрометчиво решили, что тысячи гектаров земли, переданные безвозмездно компании английского миллиардера индийского происхождения Лакшми Миттала еще в середине 90-х годов, уже ему не принадлежат. Примечательно, что позицию властей поддержала и прокуратура, но суд настоял на том, что зарубежный инвестор все равно прав. Скандальную ситуацию для «Эха Казахстана» прокомментировал журналист и общественный деятель Олег Гусев, который первым и обратил внимание на судебный вердикт.
– Э.К. Удивительная и даже невероятная история, когда АМТ подала в суд на государственные структуры. Это действительно переворачивает сознание в особенности то, что 14 тысяч гектаров земель Карагандинской области попали в безвозмездное пользование сроком на 25 лет. Как вообще это могло случиться?
– О.Г. 14 тысяч – это приблизительная цифра, потому что мы не видели всех контрактов, так как на каждую передаваемую шахту заключался в 90-е годы отдельный контракт. Причем, между «Ispat International» и акимами Шахтинска, Абая и так далее. Время тогда действительно было очень нехорошее и самое плохое – это разрыв устоявшихся десятилетиями связей между предприятиями. Несмотря на то, что Карагандинский металлургический комбинат находится в 30-50 километрах от шахт, тем не менее был момент, когда директор комбината Олег Иванцов приезжал на шахты и пытался уговорить дать уголь. Тогда у шахтеров был уголь, а у металлургов прокат, но была проблема со сбытом и не было денег. Например, когда передавался в частные руки комбинат у него продукции было, которую он должен был отгрузить по контрактам по цене больше той суммы, которую заплатил Миттал за предприятие.
И когда было принято решение сперва отдать комбинат, а затем и угольные шахты, то тогда это было воспринято на ура, так как мы бестолковые думали, что «вот придёт олигарх и он всё организует». Но олигарх пришёл не для того, чтобы нам сделать хорошо, а только себе. И вот когда Лакшми Митталу выделили эту землю над шахтами, то он должен был оформить её как положено. А получилось, как с продажей той же квартиры, когда сделка становится законной только тогда, когда она будет зарегистрирована в ЦОНе, а пока этого не сделано, то прав на нее у покупателя нет.
И мы тут плавно переходим к другому вопросу, когда стало понятно, что он не оформлял эту землю потому что он пришел как хозяин необъятной родины моей. И зачем ему тогда вообще оформлять эти участки? Мы-то думали, что придет умный инвестор и сделает нам счастье. Ничего подобного! Когда в 2003 году вышел новый Земельный Кодекс надо было землю оформлять и, естественно, бесплатно ты ей пользоваться уже не мог. Но Миттал её и не стал оформлять, тянув до последнего. А когда люди захотели взять 1,7 гектаров для того, чтобы еще поставить линию по производству кирпичей, то тогда менеджеры компании «АрселорМиттал Темиртау» взвились, заявив, что это их земля.
Когда же стали разбирать документы, то выяснилось, что действительно земля не оформлена, а раз не оформлена, то у Миттала нет на нее никаких прав.
– Э.К. В итоге компания не спешила оформить все документы, чтобы не платить налоги на эти земли, когда они стали «возмездными». Разве за это не предусмотрено наказание или отъем земель, которые фактически уже не принадлежали АМТ?
– О.Г. Естественно, отдел земельных отношений акимата города Сарани так и сделал, поскольку там не были оформлены все документы, не было заведено кадастровое дело и пройдены все процедуры. Чиновники акимата сделали все правильно как положено, что очень удивительно, так как АМТ решает вопросы не на уровне акима города или области, а напрямую с правительством. И даже когда оформляли контракт на комбинат, то договоренность была, что Миттал или генеральный директор Карметкомбината один раз в месяц может попасть на прием к премьер-министру для того, чтобы разрешать какие-то вопросы.
И в данном случае действия местных исполнительных органов в Саране – настоящая революция, когда они прошли по законной процедуре и сказали, что у АМТ нет земли! Но сейчас по итогам состоявшегося суда посмотрим какие будут приниматься меры к сильно грамотным земельщикам Сарани.
– Э.К. Как Вы прокомментируете то обстоятельство, что доводы государственных органов, которые являлись ответчиками по иску иностранного инвестора, поддержали представители прокуратуры, но суд в итоге полностью встал на сторону АМТ?
– О.Г. Это вообще нонсенс! То есть, два государственных органа – отдел земельных отношений акимата Сарани и «правительство для граждан» объяснили, как вся процедура должна идти. Дальше надзирающий орган в лице прокуратуры сказал – «да, именно вот так всё должно быть» и поддержала линию защиты. Но наш величайший инвестиционный суд Астаны оказался на стороне истца. Это как в советском детском фильме «Буратино», когда Карабас Барабас пришел жаловаться полицейским, дал деньги и постоянно причитал: «Я несчастный сирота, меня обидели!». Глава полицейских там говорит своим подчиненным: «Идите за почтенным сиротой и сделайте всё, что он говорит». Не буду говорить про деньги, но то, что Миттал был «почтенным сиротой» на сторону которого вставали высокие государственные органы – это факт.
В данном случае решение инвестиционного суда было логичным, так как законность здесь не нужна, ведь инвестор – «священная корова». Мы же получается страна недоумков, глупых людей, способных работать только в шахтах, на заводах, землю пахать и не более. А инвесторы приходят, то они приносят нам технологии, они нам оргструктуру ставят, производственные процессы и финансовые потоки устанавливают из чего и складывается «счастье». И вот дождались, когда такой инвестор пришел и купил некоторую часть нашей страны и спокойно творил здесь то, что ему хочется. А когда кто-то подпрыгивает и говорит, что это незаконно, то мы видим, как «наш самый справедливый в мире суд» становится на сторону беспардонной транснациональной корпорации.
– Э.К. Что за такой пункт контракта 5.1.16, который гласит, что «на земельные участки не распространяются никакие распоряжения или уведомления, или судебное разбирательство с участием каких-либо Государственных органов или какие-либо договоры с любым из указанных органов или уведомления, поданные третьими лицами любому такому органу»? Получается, что компании Лакшми Миттала этим контрактом придается какой-то особый статус выше нашего национального законодательства?
– О.Г. Конечно! Потому что ставим приоритет международного законодательства. Мы же якобы сами ничего не можем и ожидаем доброго иностранного инвестора, который за нас всё сделает и потом у нас международное законодательство будет, а это позиция колониальной страны! Миттал может теперь с этой землей сделать всё что угодно. Он её может распахать, пересдать в аренду или открыть биологическую лабораторию и ему никто ничего за это не сделает. Он поднимет контракт и укажет всем недовольным на этот пункт. А если кто-то сверху его обидит, то тогда Лакшми Миттал будет в международных СМИ кричать: «Вы посмотрите какой беспредел творится в Казахстане, как они относятся к инвесторам!». И у нас сразу же понизится рейтинг, и зарубежные дяди скажут, что инвестиционный климат очень плохой, а все инвесторы якобы начнут отсюда бежать.
«Священной коровы» быть не должно, так как если она не дает молоко, то её нужно смело сдавать на мясо!
– Э.К. Вопрос к Вам как общественному деятелю: не подтверждает ли данная история необходимости поставить вопрос перед правительством и президентом о пересмотре данного кабального контракта и возвращения шахт, предприятий и земли обратно в руки государства?
– О.Г. В связи с крахом либеральной модели и будущим разделением мира на пан-регионы, поскольку США уже не могут быть ни экономикой номер один, ни мировым жандармом, современная система распадется. Мир станет многополярным, то есть, будет несколько полюсов и в каждом из них будут свои порядки, а главенство международного законодательства уйдет в прошлое. Предприятия Миттала расположенные в разных частях мира и, в том числе, в странах СНГ уже не будут под прежним зонтиком. Да, для этого потребуется два – пять лет, но форматирование все равно произойдет.
Сохранятся условно «российская зона» и «европейская», которая также будет дистанцироваться от США, и в этих регионах будут свои правила игры, где постараются избавиться от «токсичных активов» в лице таких корпораций. Тем более, что данные транснациональные компании уже неспособны будут гнуть свою линию. Мы еще год назад не могли об этом даже подумать, так как МВФ и ВТО могли бы выкрутить руки. Ситуация сейчас стремительно меняется и если мы в эту волну дробления корпораций войдем, то получим реальный результат в ближайшей перспективе.
А вообще эту тему надо сейчас активно будировать, пусть правительство молчит, но мы должны об этом говорить, чтобы через год или полтора сверху действующий министр или кто-то из политических деятелей заявил об этом. Данный процесс все равно будет, но если мы завладеем инициативой, то уже сами будем диктовать условия иностранным инвесторам и Лакшми Митталу, в частности. Можем сказать – «ты в течение 25 лет на комбинате и за 23 года на шахтах получал по разным оценкам от миллиарда до полутора миллиардов долларов в год, не считая средств, выведенных через офшорные схемы, и будь добр, уходи по собственному желанию». Если он откажется, то будем ему создавать кучу мелких пакостей, что он сам в итоге вынужден будет просить разорвать отношения.
Нам нельзя ждать, когда Миттал через три года возьмет и скажет, что уходит. У нас ведь очень много экспатов работают из Украины, стран ЕС. Причем, они на каждом участке и если соберутся и на самолетах человек 200 улетят, то такое здесь начнется, когда они комбинат обезглавят! Поэтому процесс передачи предприятий в руки государства мы должны начать сами. Если мы кричим о независимости, о стране «Великой степи», но так давайте не будем простыми жителями степи, а будем наконец-то хозяевами степи!
Фото: informburo.kz