Известный казахстанский журналист и общественный деятель Олег Гусев ответил на вопросы «Эхо Казахстана» по факту невыполнения компанией «Арселор Миттал Темиртау» (АМТ) обязательств по договору с правительством о модернизации Карагандинского металлургического комбината. В обмен на обещания повысить производительность производства британский миллиардер Лакшми Миттал получил неслыханные налоговые преференции и в среднем недоплачивал в бюджет страны по 25 миллионов долларов в год. Этой ситуацией возмутились депутаты Мажилиса, которые отправили специальный запрос правительству о поведении этого «инвестора».
– Э.К.11 сентября был направлен запрос депутата Мажилиса Альберта Рау и его коллег в адрес правительства РК по поводу АМТ. Вы как раз упомянули его в своей публикации на сайте inbusiness.kz. В нем говорится о том, что руководство компании просто не выполнило своих обязательств, не достигнув необходимого уровня производства и не модернизировав производство, но получало в течение 10 лет налоговые преференции. Прокомментируйте этот запрос, и в чем основная его суть?
– О.Г. Лакшми Миттал на протяжении всех 24 лет работы в Казахстане получал налоговые преференции, а взамен должен был модернизировать Карагандинский металлургический комбинат (Кармет). Последние льготы (КПН – 10 лет, налог на имущество – 5 лет, земельный налог – 5 лет) он получил в 2009 году, обещая со своей стороны довести производство на Кармете до 6 млн тонн.
Своего слова этот «Господин 420» не сдержал: на основании письма АО «АрселорМиталл Темиртау» от 28 февраля 2019 года № 600 контракт был расторгнут 5 июля текущего года по соглашению сторон.
По самым скромным подсчётам общий объем государственной поддержки в адрес АО «АрселорМиттал Темиртау» только в 2014-2015 годах составил не менее 50 млн долларов.
То есть, в среднем, в год Миттал недоплачивал в бюджет Казахстана 25 млн долларов.
– Э.К. Выходит, что Лакшми Миттал не выполнил ни одного соглашения и договоренности, заключенного с правительством?
– О.Г. Не могу сказать обо всех договоренностях, но то, что есть необходимость произвести ревизию всех контрактов правительства РК с Лакшми Митталлом – это обсуждению не подлежит. Так мы можем выяснить, что индийский миллиардер, нещадно эксплуатируя наши недра и граждан Казахстана, недоплатил в бюджет РК и полмиллиарда долларов, и миллиард.
– Э.К. Если сравнивать состояние Карагандинского металлургического комбината по сравнению с советским периодом и после прихода Миттала, то какие можно сделать выводы?
– О.Г. Состояние оборудования меткомбината сейчас плачевное. Об этом говорят и непрекращающиеся аварии. Модернизировать один из крупнейших в СССР интегрированных металлургических комбинатов Миттал не собирается. Он дожмет из Кармета последние соки и просто бросит его.
– Э.К. Сколько, в целом, по вашим оценкам, получил Лакшми Миттал в результате всех налоговых льгот, предоставленных правительством Казахстана?
На этот вопрос как раз и должно ответить правительство, отвечая на запрос депутата Мажилиса Альберта Рау и его коллег.
– Э.К. Почему, по вашему мнению, АМТ реализует свою продукцию казахстанским потребителям по более высокой цене, чем в соседние страны?
– О.Г. Это же совершенно понятно: так работают транснациональные корпорации в странах третьего мира. Это тактика выжженной земли: убить промышленность на корню и заставить банановую республику полностью зависеть от импорта.
– Э.К. Подобная практика применяется Лакшми Митталом только в Казахстане или в других странах мира?
– О.Г. «По имеющейся в открытых источниках информации компания «Арселор Миттал» за последние годы, исходя из экономической целесообразности, снизила объемы выплавки стали в ряде европейских стран, а в Тринидаде и Алжире попросту отказалась от металлургических комбинатов, вернув их в государственную собственность», – говорится в запросе депутатов Мажилиса.
Так что ничего нового Миттал не делает, и ожидать от него иного отношения к Казахстану по меньшей мере глупо.
– Э.К. Вы провели анализ деятельности империи Миттала. Какова разница в заработной плате казахстанских металлургов и их коллег в США?
– О.Г. В США час работы металлурга ArcelorMittal USA в среднем обходится компании в 72,53 доллара (включая страховку, пособия и бонусы).
Таким образом, восемь часов рабочей смены американского металлурга стоят 580,24 доллара.
Это сколько же, сколько получает казахстанский металлург на «АрселорМиттал Темиртау» за месяц: средняя заработная плата на «АМТ» за август 2019 года составила 215 703 тенге, или 560,27 доллара.
– Э.К. В чем причина такой политики благоприятствования АМТ? И почему власти закрывают глаза на большое количество производственных травм на предприятиях компании?
– О.Г. Миттал токсичен не только тем, что убивает казахстанскую горно-металлургическую отрасль и металлообработку.
Он развращает наших чиновников, скупая их на корню и заклеивая им глаза долларовыми бумажками. Отсюда у простого народа – у тех самых избирателей – формируется негативное отношение к государству: это ведь те самые «лояльные Митталу» государственные чиновники «ничего не видят, и ничего не слышат».
– Э.К. Что делать?
– О.Г. Надо открыть глаза и увидеть разницу между нормальными инвесторами и экономическими убийцами.
Еще 10 лет такого «благоприятного инвестиционного климата» и мы окончательно станем банановой республикой, получив от таких инвесторов, как Миттал только истощенные недра и больное население.
В ближайшее время станет ясно: есть ли у нас есть правительство и поставят ли Миттала в стойло, заставив его исполнять наши казахстанские законы, или же транснациональная корпорация продолжит в Казахстане свою тактику выжженной земли.
Но второй путь – это к классической ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят».
Фото: informburo.kz