В Казахстане запасы стабилизационных фондов абсолютно мизерны и не оказывают влияния на ценообразование. В этом недавно признался глава Министерства торговли и интеграции Бахыт Султанов. По словам министра, стабфонды имеют 25,4 тысячи тонн общей суммой в 3,7 миллиарда тенге, интервенции которых всего от 0,2% до 1,4% от общего потребления. Из этого следует, что они никак не регулируют цены. Формирование запасов в фондах тоже осуществляется без должного эффекта.
По информации его ведомства, на конец прошлого месяца увеличение стоимости социально значимого продовольствия составило до 2,4 процента. По официальной статистике, за прошлый год продукты подорожали на 11,6 процента, это самый большой показатель за последние четыре года. А ведь начиная с 2019 года власти вручную ведут контроль над ценами на социально значимые продукты посредством субсидирования и льготного кредитования торговых сетей.
В общем, получается, что стабфонды оказались абсолютно неэффективны, и уже названы основные причины этого. Так, по мнению эксперта в области общественного мониторинга Руслана Асаубаева, причинами безрезультативности продовольственных стабилизационных фондов являются отсутствие конкуренции, непрозрачность работы и слишком зарегулированный механизм принятия решений, за которые никто не отвечает лично. Также к причинам их неэффективности он отнес возможность хранения средств на депозитных счетах, недееспособный механизм контроля, который сведен лишь к подписанию меморандумов местных органов исполнительной власти с торговыми сетями, и отсутствие анализа рынка.
Механизм стабфондов оказался провальным и в регионах, например, в той же Туркестанской области он совсем нерабочий. На сегодня, помимо статистики о задержанных и посаженных за коррупцию, других показателей нет. Инициатива о субсидировании торговых сетей впервые прозвучала в 2019 году от заместителя главы Туркестанской области Улана Тажибаева. До того времени выделялись миллиардные суммы, которые вроде как шли на закупку социально значимых продуктов. А потом, как выяснилось, у машин, ездивших за ними, не было колес, а топливо на них списывалось. Это говорит о совершенной непрозрачности механизма финансирования. Тогда власти пришли к выводу, что более результативным является субсидирование тех, кто реализует товар конечному потребителю. Этот механизм был внедрен в этом регионе, а затем его запустили в Алматинской и Акмолинской областях.
И при всем этом глава правительства Аскар Мамин отказался индексировать солидарную пенсию с учетом роста цен, опережающего инфляцию. Ранее с этим предложением к нему обратились мажилисмены. Однако он заявил, что это нецелесообразно и что перерасчет солидарной пенсии превышает уровень инфляции на два процента.
Получается, у государства сейчас нет вообще никаких средств для ценового регулирования на основные продукты питания и сдерживать их иногда удавалось в отдельных случаях только в результате давления на торговые сети со стороны местных властей. В любой прекрасный момент в случае очередного скачка у правительства не окажется в руках никакого механизма воздействия. Впрочем, ничего удивительного, так как большую часть продовольствия Казахстан сейчас импортирует, а по мере ползучей девальвации тенге оно становится всё дороже и дороже. Интересно, что официальная статистика инфляции не учитывает показатели роста цен на продукты питания по стране, что создает ложные представления о мнимом благополучии населения.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: informburo.kz