Жителям нашей страны разрешили передавать пенсионные активы частным компаниям, при этом переданные средства пообещали не облагать подоходным налогом. Однако в этом случае гарантию обеспечивать вкладчику будет именно выбранная компания.
В связи с этим, с моей точки зрения, резко возрастают коррупционные риски, а сама пенсионная система возвращается к тому, что было раньше. То есть к тому времени, когда существовал Государственный накопительный пенсионный фонд, а также еще куча всяких частных пенсионных фондов, которые продемонстрировали всем свою безрезультативность. Именно из-за этого тогда и был учрежден ЕНПФ. В настоящее время теперь уже этот фонд хочет раздать пенсионные накопления наших граждан.
Ситуация патовая, так как таковых гарантий то и нет. Если компания перестанет существовать, например, как потом вернуть свои деньги? А ведь случаи такие были, частники вкладывали деньги в проекты, которые потом прогорали. И мне вот интересно еще, введет ли Нацбанк нормативы, призванные обеспечить устойчивость управляющих компаний и гарантировать соблюдение интересов клиентов, и как вообще планируется защитить вкладчиков. Сейчас казахстанцы пока не очень стремятся отдавать свои сбережения в частные руки. И чтобы граждане стали доверять компаниям, им нужно будет очень постараться.
Оглядываясь на международный опыт, можно увидеть, что накопительный компонент пенсионной системы может давать результат лишь, когда жители страны имеют высокие средние доходы, денежно-кредитная политика в государстве стабильна, а финансовый рынок развит. Но ни одно из этих условий в нашей республике не выполняется. А ведь даже страны с сильной экономикой не все делают акцент на таком компоненте. В нашей стране не нужно было внедрять накопительную пенсионную систему, так как для этого не было никаких предпосылок. Ее в любом случае необходимо полностью менять.
Из-за очень высокого лимита казахстанцы не смогут снять всю сумму, в целом эта сумма, которую они могут забрать, составляет около двух с половиной триллионов тенге. В ЕНПФ на сегодняшний день находится приблизительно 13 триллионов тенге, то есть после снятия части накоплений у фонда останутся еще около 10 триллионов, которыми он так и будет продолжать распоряжаться неэффективно.
По моему мнению, у большей части граждан не будет возможности получать существенные выплаты из ЕНПФ после выхода на пенсию. В целом это будет зависеть от того, как власти будут поддерживать функционирование солидарного компонента пенсионной системы. Другими словами, если политика руководства страны будет направлена в сторону снижения уровня соцзащиты и уменьшения социальных обязательств, то большинство пенсионеров могут стать нищими.
Напомним, что чилийскую модель накопительной системы, которая подходит к своему бесславному концу, пролоббировал и принял в интересах МВФ тогдашний премьер Акежан Кажегельдин. Он же продавил решение о первом повышении пенсионного возраста на пять лет для мужчин и женщин. В то же время многие латиноамериканские страны, пришедшие к разбитому корыту в результате введения накопительной системы, вновь возвращаются к солидарной или думают к ней возвратиться. Казахстан в этом списке не исключение и, похоже, нужно уже сейчас начать обсуждать вопрос о возрождении солидарной пенсионной системы, так как иначе большинство казахстанцев в старости будут влачить голодное существование.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эхо Казахстана”
Фото: yarosonline.ru