Буквально на днях замглавы Минобразования Шолпан Каримова и директор научно-практического центра «Учебник» Гани Бейсембаев заявили, что с января следующего года в Казахстане начнется апробация нового учебника «Әліппе» по методике Ахмета Байтурсынова. В связи с этим возник вопрос, а зачем нашей стране «реформы учебников» и, самое главное, к чему все это может привести?
Как говорила Каримова, после полугодичной экспертизы в сентябре 2021 года учебник запустят по всей республике. Внедрение «Әліппе» заменит недавно введенные «уроки просвещения». По замыслу авторов проекта, в первом семестре учащиеся первых классов будут изучать «Әліппе», а во втором – «Ана тілі». В классах с русским языком вместо «Әліппе» будет «Букварь».
Впервые учебник Байтурсынова вышел в свет в 1926 году. Автор реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, создав «Төте жазу» – ясное письмо из 24 букв, убрав буквы в арабском алфавите, которые не использовались казахами. В начале 1930-х годов предпринимались попытки по замене арабских букв яналифом, созданным на основе использования тюркских языков на латинице, но они не увенчались успехом. И с 1940 года в стране стали использовать кириллицу, которая по сей день является самой удобной формой для наших граждан.
Три года назад Первый Президент Нурсултан Назарбаев принял решение перевести казахский язык на латиницу, что вызвало бурную реакцию среди граждан, ведь это может разорвать связь между поколениями. Да и вообще, привыкнуть к новому алфавиту молодым людям будет сложно, в результате чего некоторые из них и вовсе могут перестать читать книги. Как планируют власти, кириллическое письмо будет использоваться в нашем государстве до 2025 года, хотя президент Касым-Жомарт Токаев в декабре прошлого года признал, что предложенные варианты перехода на латиницу явно несовершенны. Да и эксперты не раз говорили, что стремительный переход на латиницу обернется провалами, которые станут только поводом для критики и насмешек.
Однако, как бы нам не хотелось, остановить запущенные «реформы учебников» – дело не из легких. Ведь в Казахстане планируют ввести не только «Әліппе», но и ряд других учебников. К примеру, в сентябре этого года глава Минобразования Асхат Аймагамбетов заявил о необходимости создания единого базового учебника «История Казахстана».
Сегодня темпы «реформы учебников» напоминают лихорадку. Вместо унифицированного ровного пособия наши школьники получают учебники, в которых идеология перемешана с невероятно большим количеством ошибок. Это признают не только эксперты, но и руководство страны. Напомню, что в конце минувшего лета Токаев поручил заместителю руководителя своей администрации Даурену Абаеву проверить качество учебников. По итогам проверки он был в шоке от количества выявленных им ошибок. Например, учебник «Казахская литература» не содержит произведения казахстанских классиков, зато предлагает малознакомых авторов с неизвестными произведениями.
Подобная чехарда с принятием «сырых» учебников связана как раз с неолиберальными реформами в системе образования, продиктованными западными консалтинговыми компаниями, так и с форсированным внедрением латиницы. Не случайно и возвращение методик преподавания столетней давности от алаш-ординцев, которые на самом деле призваны замаскировать общий процесс перекройки школьного обучения по турецким лекалам. Это еще больше усилит кризис отечественного образования и неминуемо ускорит процесс падения уровня грамотности среди молодежи.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: inbusiness.kz