В Казахстане с 2010 года внедрена Болонская система. Как мы знаем, это было сделано с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Суть этой системы, заменить оценки на баллы, ввести кредитную систему обучения, и предоставить больше свободного времени на самообучение.
А современной молодежи в Казахстане или в России это надо? Нет, поэтому у нас нет самоконтроля, его нам так и не привили, в итоге все смирились с этим.
Еще один минус Болонской системы, это массовое внедрение тестов, вместо устных и письменных экзаменов, которые заставляли не только учить, но и понимать материал.
Студент сел за компьютер на экзамене, зазубрив ответы, потратил минут 30 вместе с чтением всех вариантов, и после, ушел с умным видом, получив оценку от компьютера. Вот весь итог Болонской системы для наших студентов.
Казахстан студенческий…
В Казахстане по стандарту в высшем учебном заведение существует 2 семестра. Правила поступления в государственные и национальные вузы для резидентов Казахстана одинаковы. Чтобы поступить на бакалавра, абитуриент обязан сдать ЕНТ или КТ.
При поступлении в магистратуру правила немного иные. Здесь нужно сдать два экзамена — иностранный язык(английский или немецкий) и профильный предмет.
Основная масса успешных вузов страны расположена в Астане и в Алматы. Здесь, можно получить практику, стажировку и неплохое предложение о работе, последнее случается реже. Самые распространенные специальности: IT технологии, медицина, экономика, финансы, бухгалтерия и технические специальности.
Стать обладателем гранта, возможно, если у вас очень высокий балл за ЕНТ, или за отличную успеваемость и активное участие в жизни университета, но это кроме экономических и юридических специальностей.
Тема с грантами меняется из года в год, и не в лучшую сторону. В Казахстане есть тенденция: “зачем давать гранты местным студентам, когда лучше пригласить абитуриентов извне, заманив их бесплатной учебой”.
Несмотря на курс валют,казахстанские абитуриенты предпочитают учебу за границей, чем в родной стране. Причин для этого много: условия обучения, обстановка, подход преподавателей, цены на вузы, а главное перспективы.
Как у соседей?
Россия, Китай и Европа три самых распространённых направления. Первые два направления выбирают 20 процентов уезжающих абитуриентов, или каждый пятый выпускник.
Чтобы поступить в российский ВУЗ необходимо сдать внутренние вступительные экзамены, если очень постараться, то можно и попасть на бюджет. Многим родителям это намного выгоднее в финансовом плане, и спокойнее, все таки ближнее зарубежье.
Китай – второе самое распространённое направление при выборе обучения. Многие университеты Китая занимают высокие позиции в мировом рейтинге ВУЗов, а их дипломы ценятся куда больше, чем российские.
Как и во многих заграничных ВУЗах, образование в Китае небесплатное, но его стоимость в разы ниже, чем в Европе и России. При поступление обязательным является знание китайского языка, минимум на 4 (оценка идет от 1 до 6), если стремиться на грант то как минимум 5.
В Китае большое разнообразие специальностей, которых в Казахстане даже нет, например, гостиничный бизнес, океанология, страхование и др. Также возможно обучение на английском языке, но здесь вопрос о получение гранта становится закрытым.
Работать в Китае и получать ценную практику, опыт и навыки за приемлемую цену – многим покажется идеальным вариантом для перспективы.
Далекая или близкая Европа?
Третье направление занимает Европа. Она известна своими знаменитыми университетами, которые входят в мировые рейтинги из года в год. Для обучения в европейской стране, необходимо кроме английского, выучить государственный язык страны, в которой студент планирует обучаться.
Кроме того, надо будет подтвердить свой школьный аттестат-пройти нострафикацию (2-3 предмета на государственном языке страны из школьной программы).
Для технических специальностей в большей части Европейских стран, почти на каждое место выделен грант, но при одном условие, подтверждение знания государственного языка на уровне B1-B2. На лингвистические специальности или экономические требования к языку значительно выше B2, не менее C1- C2.
В Европе, западной или восточной, возможность устроиться на престижную работу в разы выше, чем в Казахстане и России.
Здесь есть возможность получить не заменяемые знания в международных компаниях, таких как компании Google, Facebook, заводы Skoda, Audi, Mercedes, известные фармацевтические медицинские компании, и многие другие.
Вот именно в Европе, откуда и произошла Болонская система образования, надо было ее и оставить.
“Притянуто за уши”
Внедрив, ее в Казахстане до ума ее так и не довели – нет основной базы “все притянуто за уши”. Тем самым страна запустила отток «умов» как в лице педагогов, так и в лице студентов.
Зачем учиться там, где шанс устроится на работу, особенно по специальности, крайне мал. В стране мало заводов, все стремятся быть предпринимателями. Даже научная сфера превращается в бизнес «куплю-продам».
Негде получать практику, да и интерес знать предмет пропал, потому что есть баллы,есть тесты, а ненастоящие экзамены, оценивающие знания. Есть желающие учиться, а учить некому, и наоборот. Это не значит что учебные места за рубежом “медом намазаны” для студентов, просто отношение к знаниям совершенно иное.
Автор: ТриА