Последние несколько недель декабря шли переговоры между ведомствами России и Казахстана по поводу разрешения вопросов, связанных с наложенными ограничениями ввоза российского мяса птицы в республику. Кажется, что ограничения были сняты, но в обмен на возобновление транзита куриного мяса из США в Казахстан.
Напомним, 15 ноября сообщалось, что Комитет ветеринарного контроля и надзора министерства сельского хозяйства РК якобы обнаружил запрещенные и вредные вещества в продукции российских птицеферм и были наложены ограничения на ввоз пищевых товаров целого ряда предприятий: ОАО «Токаревская птицефабрика» и ЗАО «Ставропольский бройлер», филиал «Мясоптицекомбинат Благодарненский».
Подобная ситуация с ограничениями происходит не впервой, и ограничения казахстанская сторона накладывала на предприятия мясоперерабатывающей промышленности РФ. Данная «куриная война» была ответом правительства РК и напрямую связана с запретом российских властей на транзит через свою территорию американского куриного мяса в Казахстан.
Оказывается, вся «обида» Астаны заключалась в том, что Россельхознадзор должен был предоставить правительству Казахстана документы, показывающие весь вред от американской продукции, прежде чем запрещать транзит.
Проблемы с ограничением российского куриного мяса 7 и 14 декабря на совместных встречах представителей Минсельхоза и Россельхознадзора были разрешены, но тяжёлый осадок остался. Наш постоянный аналитик Улугбек Бабагулов выразил сразу же свое недоумение этой политике ограничений в рамках свободного рынка ЕАЭС, назвав это политической спекуляцией чистой воды, когда запрет на ввоз продукции члена союза увязывался даже не с интересами «отечественного производителя», а для того, чтобы добиться разрешения на провоз американской продукции.
Мы хотели узнать, не изменилось ли его мнение по поводу непростой атмосферы в торговых взаимоотношениях между Казахстаном и Россией.
«Несмотря на принятие мер по снятию ограничений на ввоз продукции российских производителей куриного мяса, ситуация не только не изменилась, а наоборот усугубилась на мой взгляд. Во-первых, в силу того, что никто не скрывает, что предметом торга стала не забота о национальных производителях, а переживания по поводу убытков американских компаний, которые могли заниматься и реэкспортом с территории РК, и сейчас им это, по сути, разрешили. Во-вторых, нынешний министр нацэкономики Тимур Сулейменов, выступивший против введения единой электронной валюты ЕАЭС фактически озвучил мнение всей правящей элиты по поводу дальнейшей перспективы экономической интеграции, под которым понимается и упрощение взаиморасчетов по торговым сделкам», – подчеркнул ведущий сотрудник Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии У. Бабагулов.
Другие аналитики и эксперты также не считают эту «куриную войну», окончившуюся в пользу «ножек Буша», обычным выяснением отношений двух хозяйственных субъектов или недоразумением в торговых взаимоотношениях.
«Да, я согласен, что демарш министра Тимура Сулейменова показывает, что все торговые войны, в том числе и «куриная», были неслучайными, а последовательной недружественной линией правительства РК в отношении соседней России, оказавшейся в состоянии блокады и сопротивляющейся многочисленным санкциям. Более того, наша республика становится неким «серым пятном» и даже «окном» через которое те же товары западных стран и США будут совершать интервенцию внутрь ЕАЭС, а это на фоне скандала о ввозе неучтенных товаров из Китая на многие десятки миллиардов долларов вызывает очень большие вопросы», – считает экономический обозреватель Талгат Хамзин.
То есть конфликт связанный с запретом на ввоз российского куриного мяса, стал еще одним показательным примером смены внешнеполитического вектора Астаны и его общей роли внутри ЕАЭС, которую трудно назвать «союзнической».
Фото: СуперОмск