В нашей стране в июле этого года вступит в силу новый Экологический кодекс. Новизной в нем стала программа, по которой иностранные инвесторы освобождаются от экологических выплат на 10 лет. Вместо уплаты платежей за вредные выбросы, им необходимо будет модернизировать предприятия, а также уменьшить их вредное воздействие на экологию, иначе им придется заплатить крупные штрафы. Власти считают, что таким образом в скором времени крупные производства «зазеленеют».
Новый кодекс был подписан главой государства Токаевым в начале нынешнего года. С того времени Министерство экологии направляет своих делегатов в регионы, где они поясняют, как нововведение будет работать. Чиновники рассказывают, каким образом будет происходить экологическое регулирование, о том, что будет ужесточена ответственность для природопользователей, какие появятся экономические и налоговые стимулы, упрощающие переход промышленных производств к зеленой экономике.
Пока же в атмосферу продолжают ежегодно выбрасываться 2,4 миллиона тонн вредных веществ, а компании платят штрафы и проводят мероприятия по охране природы. В частности, по официальным данным, за 2019 году предприятия металлургической, энергетической, нефтехимической и горнодобывающей отраслей выплатили 95 миллиарда тенге за выбросы вредных веществ и израсходовали на такие мероприятия 145 миллиардов. Теперь же в обмен на обновление оборудования и внедрение новых технологий зарубежные компании освободят на 10 лет от выплат с целью развития «зеленой экономики». При желании компании могут и не участвовать в этой программе, а и дальше оплачивать экоплатежи, только их размеры будут тогда для них увеличиваться. В Минэкологии полагают, что через 5 в стране существенно сократится загрязнение атмосферы.
При этом местные бюджеты регионов сразу же лишатся значительных поступлений, которые расходовались на решение экологических проблем и социальные нужды, а компании перестанут осуществлять природоохранные мероприятия. Решались экологические проблемы с помощью озеленения, сохранения биоразнообразия, зарыбления водоемов, рекультивации старых и строительство новых полигонов промышленных отходов и другими способами. Из-за обнуления властями ставки платежей для иностранных производств и освобождения их от природоохранных обязательств в регионах почти наполовину сократятся собственные доходы и усилятся экологические риски. При этом власти могут предоставить из госбюджета трансферты и помочь возместить экологический вред, только это уже будет происходить за счет налогоплательщиков. Фактически иностранные компании сэкономят с помощью казахстанцев десятки миллиардов тенге и смогут модернизировать производства и увеличить стоимость активов. Однако это в лучшем случае, потому как очень вероятно, что таким образом власти уводят иностранные компании в сторону от налоговой нагрузки.
В целом же то, что эта затея провалится, показывает опыт программы модернизации энергетической отрасли, которая не дала никаких результатов. В 2009 году власти разрешили энергетическим компаниям в разы повысить отпускные тарифы. По словам чиновников, на это их сподвигла тяжелая ситуация в энергосекторе, а точнее изношенность генерирующих мощностей. Энергетики в свою очередь должны были реконструировать и модернизировать электростанции. Сделать им это нужно было до 2015 года, однако они не уложились в срок, мотивировав это объективными трудностями, кризисом в экономике и девальвацией нацвалюты. Власти продлили программу до 2020-го. Ожидалось, что реализация инвестпрограммы значительно снизит процент физической изношенности электростанций и оборудования, производство энергии станет гораздо дешевле и тарифы для казахстанцев снизятся. Однако время идет, теплоэлектростанции все также продолжают изнашиваться, а тарифы для населения, которые были и так максимальными, продолжают расти.
И тут возникает вопрос, а не произойдет ли так и с «зеленой модернизацией» промпредприятий? Промышленники не будут платить налоги и расходовать средства на охрану природы, будут делать вид, что активно модернизируют свои предприятия. Пройдут годы, а производства так и останутся с изношенным оборудованием и также будут выкидывать в воздух миллионы тонн вредных веществ, при этом заявляя, что технически оснастить производства им помешал коронакризис или девальвация казахстанской валюты.
По сути, можно сказать, что, освобождая зарубежные компании, и в первую очередь западные, от экологических выплат, Казахстан становится абсолютной сырьевой колонией, в результате чего в ближайшие десять лет мы станем свидетелями экологической катастрофы. Все уже видели, как тот же Лакшми Миттал был освобожден от многих налогов и выплат на десять лет с 2009 года с условием обновления оборудования и внедрения новых технологий. Но он сам же в 2019-м году расторгнул соглашение с правительством, и сейчас наши шахтеры и металлурги гибнут во время постоянных аварий из-за изношенных еще советских производственных мощностей. Та же самая история будет и с другими иностранными компаниями, которые теперь будут свободно заниматься добычей без каких-либо экологических обязательств. Где же голос хваленных экологов, которые сплошь оказались на правительственных грантах?
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: inbusiness.kz