Идейный разнобой, разлад и разброд – именно таким предстает современное казахстанское общество. Хотя, наверное, лучше такое, чем «единомыслящее». Другое дело, что полярность мнений и оценок у нас очень часто сопровождается крайней степенью нетерпимости к оппонентам, к тем, кто считает, что они вправе «сметь свое суждение иметь». В этом и заключается наше принципиальное отличие от демократических обществ с проповедуемой ими толерантностью – понятием, которое у нас, напротив, приобрело больше негативный смысл.
Нетерпимость проявляют даже люди, претендующие на то, чтобы называться интеллигентными, культурными. Вот, например, совсем недавно СМИ растиражировали пост Марата Байдилдаулы (Токашбаева), которого в прессе представляют как члена Союза писателей Казахстана, почетного работника образования РК, академика Академии педагогических наук, профессора, бывшего главного редактора юридической газеты «Зан», бывшего генерального директора телеканала «Казахстан-1» и т.д.
Этот «аксакал», достигший уже почтенного возраста, 9 мая пошел в алматинский парк имени 28 воинов-панфиловцев и встретил там мужчину с красным серпасто-молоткастым полотнищем. Между ними состоялся такой диалог:
– Почему вы несете флаг СССР?
– Что, нельзя?
– Нельзя!
– Почему?
– Потому, что это меня оскорбляет. СССР был самой кровожадной страной. За 74 года во власти они истребили около 90 млн своих граждан, в том числе 10 миллионов казахов. В результате рукотворного геноцида погибли непосредственно мои близкие родственники, деды и бабушки!
Как бы резюмируя, Байдилдаулы пишет:«Яғни келесі жылдарда бүкіл СССР атрибутикасына тыйым салу қажет деген сөз». То есть, считает необходимым в ближайшие годы ввести запрет на использование атрибутики СССР.
Возможно, когда-нибудь в нашей стране и введут такую законодательную норму – все может быть. Но пока она отсутствует, любой гражданин РК имеет право публично демонстрировать свою симпатию хоть к советской символике, хоть к какой-то иной (не запрещенной законом). А то, что она кого-то раздражает или даже оскорбляет, – уже личная проблема этого самого «кого-то». Если почувствовал себя оскорбленным, то вместо того, чтобы приставать на улице к человеку, диктовать ему, что можно, а что нельзя, подай в суд. Хотя там вряд ли примут к рассмотрению такой иск.
Другой цивилизованный вариант, к которому мог бы прибегнуть Байдилдаулы, – в пику гражданам, ностальгирующим по СССР, выйти с портретом, допустим, Мустафы Шокая. Да, это наверняка очень не понравится кому-то из потомков воинов, сражавшихся с фашизмом, и, возможно, он тоже напишет гневный пост в соцсетях, но раз Шокай в Казахстане официально реабилитирован, раз в честь него называют улицы и ставят памятники, то какие могут быть претензии?
Аналогично и с отношением к самой дате 9 мая. Для одних это День Победы, для других – День скорби. Право каждого – отмечать (или вовсе не отмечать) его так, как велят ему мировоззрение, собственное понимание истории и совесть. Но наши люди предпочитают вместо этого устраивать абсолютно бессмысленные перепалки в соцсетях, причем совершенно не считаясь с правом других граждан иметь собственные убеждения. То же самое с ленточками: надевай ту, которая нравится, – черно-оранжевую, красную, бирюзовую… Или вообще ничего не надевай.