В нынешнем году у нас продолжаются «антирекорды» в социальной сфере. Об этом говорят результаты ряда исследований. У нас увеличивается количество бедных и уменьшается число удовлетворенных своей жизнью. И это началось еще до пандемии коронавируса, по словам экспертов, такая тенденция у нас наблюдается с 2017 года.
Ранее социологи провели исследование, в ходе которого выяснилось, что в 2015 году большая часть иностранных специалистов, работавших в Казахстане, уехали на родину. На их рабочие места устроились казахстанцы, причем зарплата у них была такая же, как и ранее у иностранцев. Тогда из уст в уста передавались «истории успеха» о том, как человек занял в компании положение, которое заслуживает и которое хотел занять. Слушая все это, наши граждане заражались оптимизмом, такие рассказы вселяли в них надежду на будущее. По истечении двух лет, можно предположить, говорят социологи, что обществом власти был дан кредит доверия, который с 2017 года уменьшался и сейчас исчерпался. Тогда казахстанцы видели перспективы, они считали, что в стране все хорошо и что также, как люди из рассказов, могут строить карьеру и двигаться вперед. Однако с 2017 года их настроения падают.
В ходе исследования один из вопросов касался настроения граждан. Он звучал так: «Какое настроение характерно для большинства населения в настоящее время?» Четыре года назад надежда на будущее была у 50% казахстанцев. Сейчас — у 30%. Уверенность в завтрашнем дне в то время была у 20% граждан, сегодня же у 5-7%. Ощущают безысходность и разочарованы сейчас 20%, раньше их было 10%. Сомневаются в четких перспективах 25%. Раньше этот показатель составлял 15%. И, по словам экспертов, это катастрофа. Они говорят, что раньше жители страны были гораздо оптимистичнее и что их оптимизм даже раздражал, так как сами они не понимали его причину. Сами эксперты видели, какие-то плохие моменты, а люди рассказывали, что все хорошо и что всех нас ждет светлое будущее. Но сейчас все иначе, многие из нас перестали верить.
Также на протяжении 20 лет в опросах социологи часто задают вопрос о том, какую, по мнению граждан, ведет политику правительство. Ранее казахстанцы называли социально ориентированную, либеральную, корпоративную. Теперь же большинство считает, что политика кабмина корпоративная. Это означает, что она ведется с учетом интересов небольшой группы олигархов.
Эксперты говорят, что сегодня в Казахстане уже есть люди, которые не смогут вырваться из бедности, если им не помочь. Их пока немного, но они есть. У таких людей пропадает интерес, у них нет каких-то запросов, они постоянно пытаются выжить, дистанцируются от общества. Обнищание не всегда ведет к социальному взрыву, а порой к маргинализации, и часть бедных слоёв будет выражать свой протест в бытовой форме и насилии.
На вопрос социологов о возможности протестных настроений, респонденты затруднялись дать оценку ситуации в своем населенном пункте, однако зачастую сообщали, что протесты могут произойти в другом. Сейчас казахстанцы говорят, к примеру, «в нашем регионе» — 13%, а вот «в другом регионе» — уже 33%. Десять лет назад подобных мнений было в 3 раза меньше. Тогда «нигде не возможно» считали более 65%, а в настоящее время так говорят 14%. То есть сейчас идет рост протестных настроений и многие граждане считают, что массовые выступления возможны.
Я думаю, улучшить положение и настроение граждан можно повышением зарплат для начала в бюджетной сфере, это приведет к увеличению потребительского спроса, что станет стимулом для среднего и малого бизнеса. Также нужна правильная социальная инфраструктура. Ведь если даже население получает небольшую зарплату, но медицина и образование бесплатные и качественные – это уже уверенность в будущем.
Подобная ситуация, когда значительная часть казахстанцев не видит выхода из безнадежного социального положения, стала результатом несправедливого распределения национального дохода. Ведь львиная доля всех ресурсов от тех же полезных ископаемых оседает в руках олигархов и узких групп, которые не собираются делиться ими с большинством граждан и вкладывать в реальный сектор экономики. В итоге мы видим рост безработицы, падение уровня жизни и неизбежный рост социального напряжения и протестных настроений.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: uralskweek.kz